Клуб " Полемика"
при издательском доме "Новости Недели "
Безопасные границы и
границы безопасности. 23.02.06
Социально-экономические
проблемы алии. 21.01.06
Права и
обязанности гражданина и государств. 22.12.05
Гражданин.
Государство. Власть. 01.12.05
Безопасные
границы и границы безопасности
На такую тему прошла дискуссия в клубе,
очередное заседание которого состоялось 23.02.06
Открывая заседание клуба, его
председатель П.Барский кратко охарактеризовал первостепенную важность для
маленького еврейского государства границ безопасности с учетом его
геополитического положения и предоставил слово основному докладчику.
Д-р Нахум Бен-Барух
начал своё
выступление с упоминания Торы, в целом ряде заповедей которой говорится о том,
что Всевышний отдаёт землю кнаанскую еврейскому народу. В 11-ти-томной
энциклопедии истории еврейского народа её автор Генрих Грец, живший в Х1Х
веке, показал, что евреи – это историческая нация и усмотрел два элемента её
единства: дух (Тора) и плоть (Земля Израиля). Этот постулат учёного
сформулирован у него как единство трёх начал: Торы, еврейского народа и Земли
Израиля, интерпретированный впоследствии в еврейской традиции в известный девиз:
«Земля Израиля - народу Израиля согласно Торе Израиля». Таким образом,
легитимность права Израиля на этой земле подтверждается как Торой, так и
международным правом, изложенном в известных резолюциях ООН: 194, 242 и 338.
В Торе есть около 30 заповедей, так или
иначе трактующих, что эта земля – район обитания евреев и, даже, указаны
границы: на Западе, от Эль-Ариш, восточная часть Синайского пол-ва, до реки
Литания, на севере, плато Голан, Башаны, Иордания на востоке до западной
излучины реки Ефрат. Следует отметить, что ни одно племя, мигрировавшее из
Междуречья, района древней Месопотамии, и Северной Европы не прижились в этом
районе. И лишь иудеи прочно осели здесь, создав мощное государство.
Небезынтересно знать, что название
«Палестина», как район многовекового обитания евреев, впервые появилось в 135
г.н.э., после поражения восстания Бар-Кохбы, когда римский император Адриан,
желая искоренить всё еврейское на территории Иудеи, переименовал её на
«Палестину» по имени племени фалистимлян, в 13 в.д.н.э. вторгшихся на эту
территорию и какое-то время там живших.
Период еврейской государственности
насчитывает примерно 1200 лет. В последовавшие затем 2000 лет еврейского галута
покинутая евреями земля переходила из рук в руки разных завоевателей, так и не
сумевших остаться здесь навсегда.
Еврейское государство расположено в самом
центре мусульманского мира и, являясь для него инородным телом, представляет
собой бастион Западной цивилизации на Ближнем Востоке на пути экспансии ислама в
страны христианской ориентации с целью их разрушения и создания всемирного
мусульманского Халифата. Еврейское государство, по замыслу арабских стратегов,
также подлежит уничтожению. Говоря о границах безопасности следует отталкиваться
от резолюции 242, оперирующей этими понятиями и принятой ООН
сразу после окончания 6-дневной войны. Вот основные требования резолюции:
прочный мир на Ближнем Востоке, признание суверенитета всех стран региона,
признанные безопасные границы для каждого государства региона. Требования
ПА, чтобы Израиль отошёл к границам 1967 г, рассматриваются арабскими
стратегами лишь как первый этап отступления, за которым последуют следующие:
отход Израиля к границам 1948 г., а затем отход к береговой линии Средиземного
моря, подразумевающий и собственно погружение евреев в его ласковые, тёплые
волны…. По мнению Начальника объединённых штабов американской армии границы до
4.06.67 не являются безопасными. Современное геополитическое положение Израиля
вынуждает нас согласиться с мнением авторитетного американского военного.
М.Шоц подчёркивает, что,
прослеживая историю создания новых государств, можно сделать однозначный вывод:
новые границы вновь созданных государств устанавливались исключительно силовым
путём. Общеизвестно, что каждая этническая общность людей, целые страны и
объединения стран имели и имеют свои концепции: геополитическую,
политико-стратегическую, экономическую и пр. И готовы со всей решимостью
защищать их. Вновь создаваемое государство, стремясь обеспечить свою
независимость и безопасность границ, разрабатывает свою концепцию, зачастую не
совпадающую с концепциями других стран, пытающихся навязать ему свои интересы.
И если вновь создаваемое государство хочет обеспечить себе суверенитет и
безопасность, оно вынуждено силовыми методами осуществлять свою концепцию,
уважая концепции других стран, но, не следуя их требованиям, если они идут
вразрез с его собственными национальными интересами. На Версальской конференции
1919 г. тогдашний лидер еврейского национального движения Х.Вейцман предложил
участникам форума карту будущего государства Израиль с установленными границами:
на Востоке, по железной дороге, проходящей через столицу Иордании, Голаны – в
границах Израиля; на севере – южный Ливан – в границах Израиля и т.д., и эти
границы были одобрены всеми участниками конференции, в т.ч., представителями
арабских стран. Но, потом за территорию подмандатной Палестины началась борьба
великих держав: России, Англии.
Результатом чего стало образование
Иорданского королевства, отдача Голан Сирии и др. изменения. Безопасные границы
могут быть у Израиля только в том случае, если будет подавлен его исторический
противник – арабы, Израиль будет признан Палестинской Автономией как независимое государство , а
затем, в результате переговоров, будут установлены границы с учётом безопасности
Израиля и ПА.
Б.Орлов вспоминает великого еврея
древности, рава Акиву, и его знаменитое изречение: "Всё
предусмотрено, но в данный момент ты можешь действовать по обстоятельствам"
Маленькое еврейское государство в своей
политике исходит именно из этого постулата и действует по обстоятельствам,
вынуждающим его придерживаться концепции, предполагающей невозможность владения
длительное время территориями, населёнными враждебным населением. Границы у нас
установлены на востоке, севере, западе и признаны как странами, граничащими с
нами – Египтом, Ливаном и Иорданией, так и международным сообществом. Нет чётких
границ лишь с ПА. Забор и зоны безопасности вокруг него представляются
выступающему единственно правильным решением, способным обеспечить как
безопасные границы, так и безопасность границ. Относительно ракет «Кассам»,
продолжающих падать на жилые и промышленные районы юга страны и угрожающие в
будущем стрельбой по взлётно-посадочным полосам аэродрома им. Бен Гуриона,
Б.Орлов заверяет, что эта проблема будет решена ещё в 2006 году. Относительно
интересов России в регионе следует заметить, что правопреемница СССР
заинтересована в конфликтах на Ближнем Востоке, при которых она может
науськивать арабов на сопротивление сионистскому агрессору и поставлять им в
неограниченном количестве боевую технику. Гениальным советским «агентом» был
Ясир Арафат, который умело разжигал пламя «народно-освободительной войны» против
Израиля, получая щедрую финансовую и военную помощь, прежде всего от бывш. СССР
и других стран проарабской ориентации. Мнение выступающего: Путин хочет найти в
ХАМАСе нового Арафата.
З.Бурштейн с сожалением отмечает,
что в начале 90-х годов в Израиле возобладала ошибочная, по его мнению,
концепция «Территории в обмен на мир», воплощаемая на «ура» левой
либерально-социалистической элитой. Ряд территорий отдан арабам, создана и
вооружена ПА, получающая немалые денежные инъекции от израильского
налогоплательщика. Террор не только не уменьшился, он усилился, в особенности
после пресловутого размежевания. «Касамы» уже достают не только Сдерот, но и
Ашкелон, а гордые генералы, не моргнув глазом, браво заявляют: «Пока ещё никого
не убило!» С болью в сердце выступающий говорит о том, что, по его мнению, в Израиле нет
государственных мужей, способных и готовых отстаивать интересы еврейского
государства. Политики находятся под прессом могущественного патрона – США и
выполняют его указания, далеко не всегда отвечающие национальным интересам и
безопасности Израиля. Такая политика, проводимая нашим правительством в угоду
интересам арабов Палестины и их покровителей приведёт не к миру, а к войне.
В.Шайкевич утверждает, что
безопасные границы могут быть установлены в нашей стране только в результате
наказания арабских агрессоров, пытавшихся и пытающихся уничтожить еврейское
государство, что само по себе является военным преступлением и должно
наказываться самыми строгими мерами.
Для пресечения подобных военных
преступлений и была создана ООН, превратившаяся за последние годы в послушного
пуделя исламских фанатиков и их изнеженно-инфантильных покровителей как в
Западной Европе, так и за океаном. И вот результат: мусульманские фанатики до
сих пор не осуждены мировым сообществом. Именно поэтому Израиль вынужден
самостоятельно наказывать арабских агрессоров, приобретая территории, заселённые
враждебным населением. Единственная дорога к миру и к безопасным границам – это
наказание агрессора путём аннексии контролируемых территорий, выселения
враждебного населения и использования этих территорий как буферные зоны при
новых агрессивных попытках арабских соседей. В правоте таких акций следует
убедить собственные законодательные и властные структуры, а также международное
общественное мнение.
Ю.Мучник полагает, что наши споры
бесплодны потому, что мы не владеем инструментарием международного права. По его
мнению, в международном праве нет такого понятия как «трансфер». Есть термин
«переселение» перемещённых лиц, а если это осуществляется с населением внутри
страны с ущербом для последнего, то такая акция называется насильственным
переселением. Насильственное переселение, если нет другого выхода, должно
сопровождаться предоставлением им .адекватных условий проживания на новом месте.
Дискуссия на очень актуальную тему, при
определённом разбросе мнений, свелась к единому выводу: попустительство и
безнаказанность израильского правительства по отношению к агрессивным
устремлениям арабов Палестины недопустима и чревата непредсказуемыми
последствиями для судеб еврейского народа и его исторического очага обитания.
Необходимы меры обуздания и наказания зарвавшегося агрессора, вплоть до аннексии
территорий, выселения враждебного населения и установления, таким образом,
буферных зон для создания большей безопасности существования еврейского
государства.
Вилли Шайкевич
в начало страницы
Социально-экономические проблемы алии
На такую тему прошла дискуссия,
очередное заседание которой состоялось 26.01.06 г.
В своём выступлении основной докладчик
М.Шоц подчеркнул, что столь необходимое увеличение бюджетных ассигнований
на социальные нужды алии возможно только с ростом доходной части бюджета,
обусловленной эффективной работой народного хозяйства страны, повышением
конкурентоспособности производимых товаров и удешевлением их производства.
Попытки решения социальных проблем забастовками чревато громадными
экономическими потерями страны и потому в обществе зреет недовольство
участившимися забастовочными санкциями, нередко парализующими многие отрасли
народного хозяйства и создающими, таким образом, дополнительные трудности для
общества в реализации его социально-экономических нужд. Докладчик говорил о
системах обеспеченной постоянной занятости ( «квиют») некоторых работников и
навязывания обществу подрядных и субподрядных работ как о факторах, снижающих
эффективность производства и уменьшающих его доходную часть, что вкупе с
другими отрицательными явлениями препятствует, в т.ч., и увеличению бюджета на
решение социально-экономических проблем алии и беднейших слоёв населения в
целом.
Нахум Бен-Барух полагает, что
социально-экономические проблемы алии необходимо увязывать с
социально-экономическими проблемами всей страны Он считает, что государственные
структуры страны, образованные по галутному принципу, устарели и нуждаются в
реформе. Критикует израильское объединение профсоюзов госслужащих («Гистадрут»),
называя его «государством в государстве», систему «квиюта», обеспечивающую
экономическую непотопляемость многих работников государственных структур в
независимости от их личного вклада в работу; систему «кабланов», обкрадыающую
нанятых ею работников. Говорит о чрезмерном финансировании политических партий,
где рядовые функционеры нередко получают непомерно высокие зарплаты. Ставит
вопрос о реорганизации всей системы управления, в результате чего должны
высвободиться огромные денежные средства, которые и пойдут на увеличение бюджета
крайне важных для государства программ, в т.ч., на социально-экономические
нужды алии и поддержку беднейших слоёв населения.
З. Бурштейн с негодованием
говорит о возмутительном разбазаривании 10 млрд. шекелей, выделенных на
размежевание. Большинство депортированных из Газы поселенцев нетрудоустроены,
живут во времянках, их материальное и душевное состояние - на грани отчаяния.
З. Мериман подчёркивает, что
социально-экономическое положение алии очень дифференцировано. Есть люди,
неплохо устроившиеся и зарабатывающие вполне прилично. Пенсионеры часто
подрабатывают нелегально. За границу вояжируют достаточно часто, ещё чаще
возникают конфликты на почве превышения ими сроков пребывания за границей. В
США, по его мнению, жизнь пенсионеров тоже не усыпана розами: весьма скромные
пособия и возможность пребывания за границей не более 30 дней в году. За
превышение срока лишают пособия на определённый срок.
М. Шпицбург возмущается
отношением власть предержащих к олим и пенсионерам, которое иначе чем унижением
последних не назовёшь.
В.Шайкевич и др. с сожалением
констатировали, что ипотечная ссуда («машканта»), выделяемая банками на
строительство жилья, выдаётся ими под достаточно высокий процент, который
закабаляет её пользователей на долгие годы выплат и часто становится непосильным
бременем для семьи, иногда выселяемой в принудительном порядке за невозможность
её выплаты.
А.Ремник говорит о том, что
здоровая экономика подразумевает научно обоснованное и экономически выверенное
соотношение между сферой управления и сферой производства. У нас, в Израиле,
непомерно разрослась непроизводительная сфера, которая поглощает весьма
значительную часть бюджета, что крайне отрицательно сказывается на
финансировании важных и нужных государству программ, в т.ч., программ
достаточного финансирования новых репатриантов и слабых слоёв населения.
М.Портман говорит, что,
хотя он и потерял свой бывший социальный статус, он рад успехам своих детей,
ставших интегральной частью израильского общества.
Ю.Мучник подчёркивает, что
«Декларация независимости Израиля» и ратифицированные затем нашим
государством: «Хартия прав человека ООН», а также «Международный пакт о
гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах» - являются основными правовыми нормативными
документами страны, налагающими на государство и его структуры обязательства,
обеспечивать все социально-экономические стандарты, записанные в этих
документах, перед гражданами своей страны и перед международным сообществом.
Таким образом, социально-экономическое положение алии определяется с одной
стороны уровнем законодательства, соответствующего обязательствам государства
перед гражданами и документами ООН, и с другой стороны - уровнем и
эффективностью судебной защиты этих прав. Суд должен проконтролировать включение
в национальное законодательство стандартов о социально-экономических правах
граждан и об их исполнении государственными структурами. Однако, БАГАЦ ушёл от
этого обязательства, не признав социальные права категорией правовой, а лишь
имущественной, а социальные права пенсионеров - категорией также не правовой, а
только политико-экономической. Из-за этого имеется немалое количество исков
граждан в судебные инстанции, требующих защиты своих социально-экономических
прав, гарантированных государством. В выступлениях участников дискуссии чётко
прослеживаются требования к государственным структурам, обеспечивать выполнение
ими социально-экономических стандартов, в т.ч., и по отношению к алие, по
международным пактам, ратифицированным Израилем, а законодательному органу
государства, обеспечить необходимую законодательную базу для судебной защиты
гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан.
Вилли Шайкеви
в начало страницы
Права и
обязанности гражданина и государств
На такую тему проходила очередная дискуссия клуба,
состоявшаяся 22 декабря 2005 г.
Во вступительном слове, посвящённом одному из подразделов
темы, а именно: «Разделение властей», Нахум Бен-Барух подчеркнул, что разделение
и независимость друг от друга трёх ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной – являются основным принципом демократии, исключающим
возможность диктатуры.
По его мнению, этот принцип соблюдается в Израиле не
в полной мере. И это обусловлено исторической преемственностью институтов
управления, созданных ещё в еврейском ишуве, до образования государства Израиль,
и плавно перешедших в государственные и властные структуры страны. Так,
например, Моше Шарет, возглавлявший политический комитет Гистадрута и являвшийся
одновременно членом Учредительного собрания ишува, стал министром иностранных
дел и депутатом кнессета в только что созданном еврейском государстве. И поэтому
в настоящее время примерно 30% депутатов кнессета являются министрами.
Известная «Декларация независимости Израиля» провозгласила
создание еврейского государства, которое будет основываться на принципах
свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами еврейских пророков. В
соответствии с принципами «Декларации» и принятыми впоследствии Основными
законами выступающий подчеркнул три особенности еврейского характера
государства: приоритет права еврейской нации, особое отношение между религией
и государством, и алия, как основа еврейского возрождения. Он видит решение
проблемы разделения властей введением вместо существующего парламентского
правления - президентского, предполагающего назначение министров президентом,
исходя из их профессионального и делового соответствия, исключив таким образом
политические и спекулятивные интересы назначений.
П.Барский уточняет, что слово «демократия»
отсутствует в «Декларации независимости..» и впервые упоминается в «Основном
законе о человеческом достоинстве и свободах», принятом в марте 1992 г. и
гласящем, что « высшим принципом государства Израиль является его еврейский и
демократический характер».
Ю.Мучник подчеркивает, что соблюдение гражданами и
государством своих прав и обязанностей проверяется по юридическим
первоисточникам как государства Израиль так и междунарордно-правовых институтов
(«Устав» и «Всеобщая декларация прав человека» или «Билль о правах» ООН). По
мнению этого выступающего, указанные выше первоисточники права не стали для
еврейского государства в полном объеме руководящими документами по выполнению
прав и обязанностей по отношению к своим гражданам и международному сообществу
в целом. Их заменило, т.н. «законотворчество» депутатов кнессета, далеко не
всегда, даже по мнению Высшего суда справедливости, отвечающее действующим
нормам и принципам международного права. В результате чего равноправие не стало
юридической нормой. Пакты политических и социальных прав ко Всеобщей декларации
прав человека, хотя и подписаны нашим государством, но не включены в полной мере
в наше национальное законодательство, что способствует нарушению основных прав и
свобод человека. Таким образом, создаётся произвол государственных, властных
и судебных структур, а бесправие народа порождает неуверенность граждан в
своем существовании и ведет часто к социальным и политическим потрясениям.
Поэтому самое важное, соблюдая права и обязанности человека и государства,
согласно международно-правовым документам, создавать здоровое общество, по
возможности, исключая причины возникновения социально-политических волнений и
опасных тенденций к его разрушению.
А.Ремник критически рассматривает выступление
Ю.Мучника, сравнивая видимые им сплошные недостатки функционирования
законодательной, исполнительной и судебной властей Израиля с оценками различных
международных комиссий, осуждающих любые шаги еврейского государства,
направленные на обуздание разнузданного арабского террора арабских против
государства Израиль и его граждан.
З.Мериман критикует выступление Ю.Мучника,
абсолютизирующего международно-правовые нормы и рассматривающего их соблюдение
как панацею от многих социально-политических коллизий и бед. На самом деле, они
хороши лишь на бумаге, и мало кто их соблюдает, в особенности, те государства,
где демократией и не пахнет.
В.Шайкевич, касаясь причин неполучения многими
пенсионерами-репатриантами пенсии и рассматриваемых ими лишь как следствие их
недостаточного стажа работы в Израиле, уточняет, что получение оной зависит
напрямую от наличия или отсутствия в организациях, где работали репатрианты,
ставшие пенсионерами, пенсионных фондов , обязывающих работодателей и работников
делать соответствующие отчисления в пенсионный фонд из доходной части
организации и зарплаты работающего.
З.Бурштейн, говоря о правах и обязанностях
гражданина и государства, возмущён тем обстоятельством, что его дети и внуки,
служащие в армии и выполняющие свой гражданский долг, могут использоваться
государством для политических целей, в т.ч., для депортации таких же евреев,
создавая, таким образом, ненужные очаги напряжённости и конфронтации внутри
еврейского народа. Сетует на то, что евреи в Израиле подвергаются
определенному ущемлению прав по сравнению с арабами и другими нацменьшинствами.
И.Аптерман очень ценит право гражданина выбирать и
быть избранным в кнессет и призывает участников дискуссии с большей
ответственностью относиться к выборам в законодательные и муниципальные органы
страны. Он подчёркивает, что низкая явка на избирательные участки
способствует увеличению голосов избирателей за тех представителей партий,
которых меньше всего хотелось бы видеть среди наших избранников.
Вилли Шайкевич
в начало страницы
Гражданин.
Государство. Власть
Гражданин. Государство. Власть -
такова тема очередного заседания Клуба,
которое состоялось 1.12.05.
По традиции заседание открыл председатель
Клуба Павел Барский.
В основном докладе Ю. Мучник
определил понятия, вынесенные в тему дискуссии:
Государство –
это субъект международного права, общественный союз, в котором люди
объединяются вокруг какой-то организационной формы с целью осуществления
развития каждой личности, развития общества в целом и правовой защиты каждого
члена общества. Высшим юридическим документом Израиля, имеющим конституционную
значимость, является Декларация независимости, в которой включены нормы
международного права, часть Устава ООН, предписывающие равное распределение
между членами общества основных жизненных благ и их неуклонное повышение по
мере его развития. И если должностные лица нарушают эти международные нормы
права, они должны привлекаться к уголовной ответственности, установленной
судебной защитой
Гражданин - это
лицо, принадлежащее на правовой основе к определённому государству. Воля его
выражена на международном форуме признанием прав человека и их обеспечением. По
своему правовому положению гражданин конкретного государства отличается от
иностранных граждан тем, что только ему принадлежат политические права.
Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством,
выражающаяся в совокупности и взаимности прав и обязанностей, т.е., гражданин и
государство – равные субъекты права. Гражданство проявляется как
взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Государство признаёт и гарантирует права и свободы человека, защищает их.
Гражданин безусловно соблюдает закон и преследуется по законам в случае их
нарушения. Юрисдикция государства и в одинаковой мере его органов находится в
прямой зависимости от международных Декларации прав человека и подобных
документов, ратифицированных данным государством.
Власть – это
субъект права, обеспечивающий функционирование государства при его
обязательствах в этой области. Отношения должностных лиц к государству
регулируются только служебными, должностными полномочиями и обязанностями, т.е.,
административным правом. Невыполнение своих полномочий и обязанностей влечет за
собой уголовную ответственность.
Что касается нашей страны, то по словам
Ю.Мучника законодательство Израиля не способно защитить права репатриантов и
граждан в целом Поскольку, по мнению докладчика, у нас игнорируются ряд норм
международного права, в обществе нарастают процессы, ведущие к его расколу, а не
к его объединению, как записано в Декларации независимости Израиля. И
потому все его институты подлежат реформированию: приведению в
соответствие с международно-правовыми стандартами и нормами прав человека, и
взятыми каждым государством на себя обязательствами по их выполнению.
Ю.Мучник считает, что отсутствие
действенного контроля со стороны общества за деятельностью органов государства
приводит в ряде случаев к злоупотреблению властью, нарушению прав человека,
невыполнению социальных программ и т п. Он также. критикует законотворческую
деятельность депутатов в том случае, если она идёт вразрез с нормами
международного права.
Следующий выступающий,
Нахум Бен-Барух,
отметил, что в мире нет ничего идеального и потому считать только выполнение
Израилем своих международных обязательств и соглашений панацеей от всех бед –
неправильно. Государство вправе ограничивать права и свободы человека в связи с
реалиями жизни, властно диктующими такие ограничения в целях безопасности
государства и его граждан.
Он подчёркивает, что еврейская демократия
имеет ряд особенностей и их необходимо учитывать. Первая особенность, что это
государство алии, предполагающее абсорбцию мировой еврейской диаспоры,
характеризующейся большим разнообразием уровней развития и религиозности,
менталитета, языка, обычаев, что необходимо учитывать и понимать в широком
разбросе мнений их представителей в законодательных и исполнительных органах
страны и при создании из этих пёстрых лоскутков галута единого еврейского
народа. Касаясь излишне критического отношения докладчика к ущемлению прав
человека в Израиле он говорит, что за 14 лет пребывания в стране ни разу не был
ущемлён в своих правах. Что касается различных правонарушений, то они характерны
не только по отношению к репатриантам, но ко всем гражданам, так или иначе
позволившим себя обидеть, то ли из-за незнания языка, то ли не разобравшихся в
противоправных действиях чиновников. Недостатки видит в
совмещении ценностей галута и независимого государства, в отсутствии разделения
властей, что ведёт к коррупции и попытках депутатов кнессета, занимающих
одновременно министерские посты, претендовать на большую часть бюджета для
своего министерства и партии, от которой он избран в законодательный орган
страны. Касаясь взаимоотношений религии и государства, где доминировала
религия, был правомочен один свод законов. Но, в настоящее время, религия не
доминирует в еврейском государстве, поэтому реформирование существующих законов
необходимо, с тем чтобы привести их в соответствие с ценностями независимого
государства (в т.ч., целесообразность государственного содержания многочисленных
ешив, призыв в армию или на альтернативную службу ультраортодоксальных граждан
и пр.).
И.Аптерман,
дополняя положения основного доклада, охарактеризовал понятие государство,
как политически организованное общество, имеющее систему органов или учреждений
политической власти, правовые нормы и экономические связи, а также
судебную юрисдикцию; а власть, как форму влияния, при
которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения
поведения других людей, даже вопреки их воле Понятие гражданин у
выступающего совпало с определением, данным в основном докладе. Провозглашая
государство Д. Бен-Гурион и его соратники, учитывая разнообразнейшие особенности
репатриантов из мировой еврейской диаспоры и желая дать всем им возможность
выражать своё мнение и, таким образом, участвовать в управлении государством и
влиять на его решения, призвали создавать политические партии, которые и будут
олицетворять собою власть.
На примере резко обострившихся межпартийных
отношений в современной политической палитре Израиля этот выступающий говорит о
сложившихся новых взаимоотношениях в государстве, зачастую идущих вразрез с
нормами, присущими демократическим обществам. Все политические партии образованы
на законодательной основе, мы за них голосовали, и потому они легитимны и потому
являются институтами власти. Говоря о разделении властей, упор делает на СМИ,
как на четвёртую власть, играющую в нашей стране, огромную роль в формировании
общественного мнения. Касаясь критических замечаний основного докладчика по
поводу ущемления прав репатриантов, доказывает на своем собственном 26-летнем
пребывании в Израиле, что государство, в основном, стремится выполнить свои
обязательства по абсорбции новой алии. Однако, при минимальных зарплатах и
социальных пособиях, на экономическое положение репатриантов влияют законы
рынка. Отсюда - повышение стоимости жилья, продуктов питания, лекарств и т.п.,
отрицательно сказывающихся на их материальном положении.
Е.Черкасский говорил о необходимости поиска и нахождения новых
средств воздействия на общественное мнение с целью устранения недостатков,
высказываемых в ходе дискуссий, и о том, что рассмотрение личных жалоб не
является компетенцией клуба.
Вилли Шайкевич
1 2
|