Тель-Авив

Главная |  Тельавивцы  |  Улицы Тель-Авива |  Пишите нам  |  Ссылки  |  Карта сайта



Все о Тель-Авиве

Главная
История

Тель-Авив в названиях улиц

 

Тель-Авив. Улица Лилиенблюм

Моше-Лейб Лилиенблюм - писатель, публицист, "предтеча" сионизмаМоше - Лейб Лилиенблюм - писатель, публицист, исследователь еврейской истории, родился в 1943 г. в  литовском местечке Кейданы (ныне Кедайняй). Он воспитывался в религиозной семье, учился в иешивах. А в 1865 г. Лилиенблюм открыл в Вилкомире собственную иешиву.

Лилиенблюм видел тогда в религии единственную силу, сохраняющую самобытность еврейского народа, но считал, что она должна соотноситься со временем. Он призывал смягчить наиболее суровые предписания Галахи, тормозящие приобщение еврейства к прогрессу. Местные религиозные ортодоксы объявили Лилиенблюма вольнодумцем.

Их противодействие вынудило Лилиенблюма в конце 1869 г. уехать в Одессу. Там он окончательно порвал с религией и занялся светским самообразованием.

Лилиенблюм  считал, что предоставление евреям равных  прав с народом, среди которого они живут - это предпосылка прогресса в еврейской среде. До 80-х годов Лилиенблюм был участником общероссийского освободительного движения, поклонялся Писареву и сотрудничал в еврейском журнале социалистического направления «Асефат хахомим».

 Еврейские погромы, случившиеся осенью 1881 года, произвели на него ужасающее впечатление. Под влиянием пережитого Лилиенблюм пришел к выводу, что проблема евреев в том, что они чужие среди народа, с которым они живут.

В то время, считал Лилиенблюм, у еврейского народа есть 3 возможности:

  1. Не менять существующее положение – угнетение, унижение, преследования, нужда, бедность.
  2. Полная ассимиляция – вплоть до принятия религии коренного народа.
  3. Национальное возрождение и нормальная жизнь в своей стране – Эрец Исраэль.

По мнению Лилиенблюма первая возможность способна привести к физическому уничтожению евреев. Вторая – к уничтожению духовному, культурному, религиозному. И третья возможность – создание национального государства Эрец Исраэль.

И это единственно правильное решение проблемы галутного еврейства – сионизм. Лилиенблюм еще до Л. Пинскера предлагал откупить Эрец Исраэль у турок и сосредоточить там евреев, которые образовали бы большинство населения страны. Утверждая, что в "жизни нет другой цели, кроме самой жизни", Лилиенблюм, став одним из руководителей Ховевей Цион, выступал как сторонник практического сионизма и писал: "Одна коза, приобретенная евреем в Эрец Исраэль, важнее десяти гимназий". Палестинофильские идеи и пропаганда возвращения евреев в Эрец Исраэль пронизывают все последующее публицистическое и литературное творчество Лилиенблюма.

Умер М.-Л. Лилиенблюм в 1910 году в Одессе.

Имя Моше-Лейба Лилиенблюма носит одна из первых шести улиц первого еврейского города.
Свое начало улица Лилиенблюм берет с улицы Пинес, что в Неве Цедек и тянется до улицы Алленби.
Сегодня днем эту улица нельзя назвать многолюдной. Лишь в обеденное время собираются посетители в многочисленных кафе... По вечерам же улица заполняется молодежью – здесь много ночных клубов, баров, тех же кафе.
Но когда–то, в первой половине прошлого века, здесь круглосуточно кипела – бурлила жизнь. Улица Лилиенблюм была деловым, торговым и культурным центром молодого города.
Было в Израиле время, когда и продукты, и промтовары и даже предметы первой необходимости распределялись по карточкам. Естественно, существовал и черный рынок. У спекулянтов можно было купить – перекупить и колбасу, и сигареты, и обувь, и отрез ситца. Это и происходило здесь - на улице Лилиенблюм.
И еще одним была известна улица Лилиенблюм. Это сейчас на улицах городов полно пунктов по обмену валюты. А со дня образования государства и аж до 1998 г. жителям Израиля запрещено было держать валюту, ограниченно можно было поменять шекели на доллары при поездке за границу. Так вот, улица Лилиенблюм , между Улицами Герцля и Алленби, была центром по обмены валюты. Конечно, черным – незаконным. Но все о нем хорошо знали, и не очень-то власти и гоняли менял.
Еще с этой улицой тесно связано определение «Первый». Первый банк и первая гостиница, первый роддом и первый синематограф , первые горожане Тель-Авива – его отцы-основатели… Вот киоск с газозом и мороженым, что до сих пор существует в своем первозданном виде, был вторым. Первым был киоск на бульваре Ротшильд.

Тель-Авив. Ул. Лилиенблюм. Первый тельавивский кинотеатр "Эден"В самом начале улицы Лиленблюм, угол с ул. Пинес, в 1913 г. был построен первый не только в Тель-Авиве, но и первый в Палестине, синематограф «Эден». Первый кинотеатр немого тогда еще кино. В августе 1914г. состоялось торжественное открытие. Показывали фильм "Последний день Помпеи".
"На всех языках синематограф был «Синематографом». На иврите изобрели новое, ивритское, слово «реиноа». Приблизительно можно перевести как «движущееся изображение». Позднее, когда кино приобрело звук, в иврите появилось еще одно новое слово – «кольноа» - «голос и движение». Так и сегодня в Израиле называют кинотеатры.
«Эден» был первым культурным центром Тель-Авив а-ктана – маленького Тель-Авива. В кинотеатре было два зала: под крышей – зимний и летний – под открытым небом. Каждый зал был рассчитан на 800 мест. Это здание было тогда единственным такого рода. И поэтому в Тель-Авив а-ктана использовали его и как театр, и как оперу, и как место торжественных собраний.
Так 28.07.1923 г. здесь состоялось первое представление Палестинской Оперы, предшественницы Израильской. Показывали оперу Джузеппе Верди «Травиата» под руководством дирижера, выходца из России, Мордехая Голинкина.
21.11.1924 здесь же состоялась театральная премьера шекспировского «Макбета».
Но со временем открылось в Тель-Авиве множество кинотеатров, сценических площадок…Кинотеатр "Эден". Кассы давно закрыты. Кинотеатр Эден постарел, опустел… И в 1974г. был закрыт. Здание было куплено банком Леуми, который некоторое время использовал его как склад. И теперь оно стоит, жалкое, заброшенное, никому не нужное, сохранив, правда, свое имя на фасаде и даже кассы.

На другой стороне улицы под №3 – дом Трахтенгута. Дом был построен в 1921г. и это был один из первых проектов в Тель-Ул.Лилиенблюм. Дом Трахтенгута. Киоск, где продавали газоз.Авиве архитектора Иегуды Мегидовича (1886–1961). В этом доме в ресторане восточноевропейской еврейской кухни «Муль Эден» (Напротив Эдена) можно было попробовать традиционные еврейские блюда. Но ресторан переходит от хозяина к хозяину и меняет свое название.

Рядом с домом , с тех времен и до сегодня расположен тот самый киоск, правда, уже без газоза и мороженого. Вряд ли вообще что-то там можно купить. Но иногда киоск бывает открыт и его хозяин спокойно попивает то ли кофе, то ли чай, глядя на медленно текущее мимо него время.

Здание под №7 было построено в 1925 г. Здесь находиласьУл. Лилиенблюм, №7. Религиозная школа для девочек. первая и много лет единственная в Тель-Авиве религиозно –сионистская школа «Тахкемони». С 1942г. и по 1948г. в здании размещался тренировочный лагерь Хаганы - еврейской полувоенной организации в Палестине, которая с образованием государства Израиль стала основой Армии обороны Израиля. В наши дни здесь соседствуют религиозная школа для девочек и ульпан по изучению иврита.

Первая тельавивская гостиница "Зльконин", она же "Централ"Интересна судьба дома №9. Он был построен в 1913 г. Менахемом Зеэвом Элькониным, который открыл здесь первую гостиницу Тель-Авива «Эльконин» из 38 номеров. Сам он приехал в Эрец Исраэль без семьи. А с окончанием строительства этого дома переехала и его большая семья, жена и шестеро детей, седьмой родился уже здесь. Вся эта большая семья также проживала в этом доме.
Т.к. здание было двухэтажным, то это было самое высокое строение Тель-Авива того времени. На крыше была личная синагога М.З. Эльконина, где он проводил большую часть времени. В 1917г. он умирает и управление гостиницей полностью переходит в руки его жены Малки.
Она переименовывает гостиницу в «Централ» и меняет фамилию семьи на Элькана.
В гостинице самыми известными постояльцами были король Иордании Абдалла, будущий премьер-министр Израиля Бен-Гурион и будущий президент страны Ицках Бен Цви.
Но в начале 20-х годов в Тель-Авиве начали открываться новые, более крупные и более современные, гостиницы. «Централу» становится трудно с ними конкурировать.
В 40-х годах гостиница переделывается в жилой дом, одно – и двухкомнатные квартирки которого сдаются новым репатриантам, неимущим беженцам.
В 1947 г. умирает хозяйка дома Малка Эльконин. Дом по завещанию остается ее детям. Один из сыновей берет управление домом на себя. Но то ли ушло время расцвета, то ли не умел хозяин распорядиться доставшимся наследством, дом приходит в запустение.
Еще какое-то время он служит общежитием для работников небольших предприятий. Но в 70-х и они покидают здание. Заброшенный дом в 80-х продан иерусалимцу Натану Мозесу. Но до сих пор стоит заброшенный, почти разрушенный…
И только глядя на старые фотографии и на остатки сегодняшнего фасада можно представить его былое величие и благополучие его владельцев.

Дом первого фотолетописца Тель-Авива Авраама СоскинаДом №12 (построен в 1933г.), На первом этаже дома была фотостудия (сначала его ателье располагалось на ул. Герцль, 24) человека, имя которого известно всем коренным тельавивцам – Авраам Соскин (1884-1963). Авраам Соскин - известный тельавивский фотограф, первый фотолетописец Тель-Авива. Именно ему принадлежит фотография «Лоторея ракушек», где разыгрывались 66 участков между членами Ахузат Байта. И еще множество фотографий растущего города вплоть до 1950-х годов.

По соседству, дом №14 (1913г.) пару лет принадлежал другому известному тельавивскому фотографу Руди Вассенштейну (1910-1992). Он репатриировался в 1936г., а в 1940г. открыл на первом этаже этого дома свою студию. Уже в 1942 г. он переносит свое фотоателье на ул. Алленби, 30. А в это здание переезжает, правда всего на год, «Семинар Кибуцим» - педагогический колледж, образовательный центр для учителей и воспитателей детсадов, работающих в кибуцах.
Потом дом переходит из рук в руки. Пустеет, стареет, ветшает… Но в последние годы дом ремонтируется новыми владельцами – съемщиками.
В 2008 г. две энергичные женщины открыли магазин по продаже одежды «со вторых рук» “Koshka vintage”. Большую часть своего товара они привозят из Берлина, часть – местного «производства». В магазине продаются и различные аксессуары, и украшения. Соседствует с магазином художественная галерея «Амуния». Группа художников, создающих свои произведения в разных областях – рисунок, керамика, дерево – выставляют и продают свои работы.

На ул. Лилиенблюм получили участки 18 из 66 членов товарищества Ахузат Байт.
История Тель-Авива, история Израиля складывались из судеб людей.

Дом №15 построил Мордехай Вайсер. Он репатриировался со своей женой Ханой и тремя маленькими детьми в 1905 г. В северном Яффо, на берегу моря, вместе с компаньоном Мататиягу Винокуром он построил завод по изготовлению деревянных бочек для винных заводов. Оба компаньона присоединились к Ахузат Байт. Вайсер прожил в этом доме всего год. Потом продал его и поселился неподалеку. .
В этом здании одно время располагались городская полиция и суд.
.
В 1912 г. Моше Абарбанель обращается в городской совет с предложением построить в Тель-Авив а-Ктана синематограф. Тельавивский совет был поначалу против, но Вайсер был среди тех, кто поддержал эту идею. Они становятся компаньонами, строят кинотеатр и получают эксклюзивное право на его эксплуатацию на 13 лет. В 1917 г., когда турки высылают евреев из Тель-авива, Вайсер был инициатором трудоустройства выселенцев и подписал договор по обеспечению продовольствием немецкой армии, которая квартировала тогда в Афуле . В одной из поездок в Зихрон –Яков (на встречу с Меиром Дизенгофом) он заболел. Вайсер возвращается в Тверию, где он вел в то время переговоры о покупке термических купален. Там он и умирает в 1917г. в возрасте 41 года.

Участок, где расположен дом №17, достался Баруху Тульчинскому (1876-1958). Уроженец Одессы, он приезжает в Эрец Исраэль в 1906 г. с женой Итой и тремя детьми. Семья присоединилась к родителям Баруха, которые к тому времени уже жили в Яффо и владели там пекарней. .
Тульчинский начал торговать зерном по всей Эрец Исраэль и даже добирался до Харона, что на юге Сирии . Также он сотрудничал со своим братом в нефтяной компании מנתצף.
В 20-х годах Б. Тульчинский открывает первый кинотеатр в Хайфе.
Умер он в возрасте 82 лет, в 1958г.

Дом №18-20 состоял из четырех квартир. В списке 66-ти были два брата Нахум и Исраэль Вайнштейны и семья их сестры Шушаны и ее мужа Моше Раскина.
Четвертая квартира принадлежала их отцу Элиягу Вайнштейну..
Семья из Иерусалима переезжает в Яффо, где Элиягу 60 лет проработал шойхетом. У евреев это почетная профессия – резник, который режет скот особым способом. Он продолжал так работать и когда переехал в Тель-Авив, построив дом рядом со своими детьми. Умер Элиягу в возрасте 81 года в 1940 г.
Исраэль Вайнштейн родился в Иерусалиме в 1877г. В 3-х летнем возрасте вместе с родителями переезжает в Яффо. До 8 лет он почти не учился – не было подходящего хедера. Зато он с арабскими ребятами пропадал на море, научился хорошо плавать и даже спас несколько тонущих в неспокойном море. В 12 лет его отправляют учиться в Иерусалим. Конечно, как и положено в семье религиозных евреев, образование он получил в ешиве «Эц хаим». Параллельно с этим он самостоятельно изучал математику. По окончании ешивы Исраэль возвращается в Яффо..
Женился он по сегодняшним меркам рано – в 17 лет. Его жена Хайя была из семьи Бабиль – Хорвиц (может на иврите эта фамилия звучит как-то иначе). Молодая семья перебирается на 3 года в Иерусалима . Он продолжает изучать математику..
Вернувшись в Яффо Исраэль преподает в школе «Шаарей Тора», а в 1905г переходит в «Хедер метукан» - в появившейся в конце XIX века религиозной школе нового типа, где наряду с религиозными преподавались и светские предметы.
Исраэль Вайнштейн был среди основателей «Агудат ахава»(в дословном переводе – объединение – братство). Его имя и среди основателей банка «Купа ха-ам» - «Народная касса». И, кроме всего прочего, он помогал жителям строящегося города с инженерными проблемами в строительстве, чертил планы и составлял сметы на строительство..
Умер он в 1935 г. , похоронен на кладбищев Нахлат Ицхак. Его жена Хайя пережила его на 16 лет, скончалась в 1951 г.

Вслед за своим братом Исраэлем членом Ахузат-Байт стал и Нахум Вайнштейн. Он был первым тельавивским моэлем. Его знали все жители зарождающегося города.
Нахум родился в Иерусалиме в 1876 г. Когда ему было 5 лет, семья перебралась в Яффо. Нахум изучал Тору у частных учителей, которые приезжали из Иерусалима. В 12 лет его отправили в Петах Тикву на обучение к раву Исраэлю Цви Коэну. В старших классах он учился в «Шаарей Тора» в Яффо. От своего отца он приобрел специальность шохата (резника), а от Меира Хамбургера, главного моэля Яффо, - навыки моэля.
Нахум Вайнштейн сделал обрезание нескольким десяткам тысяч еврейских мальчиков в Тель-Авиве и Яффе.
Он был так перегружен своей работой, что Меир Дизенгоф, приглашаемый к некоторым горожанам на эту церемонию, иногда был вынужден вместе с другими участниками дожидаться часами прихода Нахума. Поэтому мэр пообещал моэлю, что к 20-тысячному обряду обрезания мэрия предоставит ему личный автомобиль. Но Дизенгоф умер и Нахум Вайнштейн так и не получил обещанное авто.
В 1917 г., когда турки выселили евреев из Тель-Авива, ему разрешили остаться, чтобы справлять еврейские обряды немногочисленным оставшимся жителям.
Умер он в своем доме в 1956 г.

Участок, на котором был построен дом №22, достался Давиду Измощику (1873-1953). Он родился и до переезда в Эрец Исраэль жил в Смоленске. В России Д. Измощик занимался продажей древесины, управлял стекольным заводом.

Вместе со своей женой Леей и 4-мя детьми Измощик как религиозный сионист в 1905 г. репатриируется в Эрец Исраэль. Семья поселилась в Яффо. И там Измощик занялся известным ему бизнесом – торговлей древесиной и стройматериалами. .
Он присоединился к товариществу Ахузат Байт, участвовал в лотерее «ракушек». .
В молодом городе Д. Измощик много занимается общественной деятельностью. Он был членом местного Совета, был назначен ответственным за подготовку к приему барона Ротшильда, когда тот приезжал в 1914 г. в Эрец Исраэль. Д.Измощик также был членом попечительского совета гимназии Герцлия..
В 1917 г. турецкие власти приказали евреям оставить город. Был создан эмиграционный совет, который помогал беженцам Тель-авива и Яффо. Д.Измощик был активным членом и этого совета.
Семья его также была среди выселенных и до окончания первой мировой войны проживала у родственников в Петах Тикве.
После основания тельавивской мэрии в 1922 г. Д. Измощик входит в городской совет и какое-то время он был зам. мэра М. Дизенгофа. В рамках своей муниципальной деятельности Измощик работает в финансовой комиссии, членствует в советах по съемному жилью и по присоединению близлежащих поселений к Тель-Авиву. Он также был среди организаторов первой пожарной станции в городе и торговой школы «Геула».
И это еще не все. Надо отметить его председательство в местном отделении Бней Брита и членство в правлении еврейской торговой службы в Тель-Авиве.
Д. Измощик придавал большое значение развитию Тель-Авива как модерного города. Он говорил, что в Тель-Авиве должно быть все как в обычном европейском городе: электрическое освещение, театр, опера и кино, кафе и рестораны до 2-х ночи – с песнями и танцами.
Что мы и имеем на сегодняшний день.

Дом №24 – один из первых пяти домов Ахузат-Байта. Его владелец  Йихезкель Данин-Суховольский был человеком  неординарным. Родился он в Белостоке в 1868 г.. В 18 лет приехал в Эрец-Исраэль. В Яффо он открывает небольшой продуктовый магазин, со временем он специализируется по продаже орехов, оливкового масла, меда и винограда – все это продукция еврейских хозяйств. Он первым завозит в Эрец- Исраэль серу и оборудование для опыления серой цитрусовых садов.
В своей семье он внедряет иврит.
Йихезкель Данин-Суховольский был среди основателей библиотеки «Шаарей Цион», общества «Бней Брит», первого еврейского детсада, совета по внедрению иврита.
При рождении Тель-Авива он входит в историческую пятерку отцов-основателей. А сын его был первым ребенком, родившимся в Ахузат Байт.
Дом его был построен полностью «еврейскими руками», что было редкостью в те дни.
Чем он только не занимался! Данин-Суховольский был инициатором, основателем, просто компаньоном спиртового завода в Яффо, фабрики дрожжей в Зихрон-Якове, духов – в Яффо, черепичного завода в Моце,механического и литейного заводов в Яффо и даже хозяйства по выращиванию табака.
Так как он отказался от российского гражданства и получил оттоманское подданство, на его имя записано много земельных участков (турки не разрешали записывать землю на подданных  других государств, а турецкое гражданство было получить очень сложно) – в Тель-Авиве, в Ришон-ле-Ционе, Реховоте и Хадере.
Так уж случилось, что умер этот необыкновенный человек в день, когда ему исполнилось 78 лет, в 1946 г. в городе, основателем которого он был – в Тель-Авиве.
Дом был построен в 1926 г.. В 30-е годы был надстроен еще один этаж. В последние годы все здание было отреставрировано. Большую часть его сегодня занимает банк.

Дом №25 – один из первых домов Ахузат Байта, принадлежал российскому промышленнику Давиду Нахуму Вайсбурду. Впоследствии он сменил свою фамилию на Ливни. И дом, как и все дома того периода, получил название дома Вайсбурда-Ливни.
Он был владельцем  чулочной фабрики в Вильно, одним из зажиточных его жителей. Свою семью он привозит в Яффо, чтобы дети учились в еврейской гимназии Герцлия. Он строит дом в Ахузат Байт, поселяет там семью, а сам возвращается в Россию.
Вследствие первой мировой войны и событий в России 1917 г. Вайсбурд-Ливни потерял большую часть своего состояния. Тогда он присоединяется к семье и обосновывается в Тель-Авиве.
Он был одним из основателей большой тельавивской синагоги и занимал должность ее казначея.

Дом №26, угол Герцль,11 – дом Шифа был построен в 1925 г. Вообще этот участок по лотерее достался Ольге и Ицхаку Франк. Их имена есть на памятнике основателям.
Из воспоминаний их знакомых семья Франк уехала в 1912 году в Женеву. Одной из причин отъезда было то, что г-жа Франк считала, что образование в Эрец Исраэль недостаточно хорошо для ее детей, Наоми и Элиэзера.. Семья была музыкальной: девочка играла на фортепьяно, мальчик – на скрипке. В Женеве, как рассказывали, они не прижились и со временем переехали в Америку.
Участок же на углу улиц Лилиенблюм и Герцль был продан Хейкелю Шифу, который и построил дом под номером 26.
В последние годы здание было восстановлено в рамках проекта 31-этажного здания «Башня Дисконт», в котором располагаются офисы руководства банка Дисконт. А в доме Шифа предполагается разместить музей банковского дела Израиля.

Ул. Лилиенблюм, №27. На этом месте был первый роддом Тель-АвиваДом №27. Изначально на этом участке был построен двухэтажный дом, который принадлежал Иехуду Лейб-Поховски. Здесь размещался первый роддом Тель-Авива, больница Гильад.
Иехуда Лейб- (Арье-Леон) Поховски (1869-1963) – уроженец Белоруссии, врач, один из первых хирургов в Эрец-Исраэль. Образование он получил в Харьковском университете, был одним из немногих евреев, которым в российской империи разрешили учиться на врача.
После окончания университета Поховски уезжает на специализацию в Берлин. В 1906 г. он репатриируется в Эрец Исраэль и устраивается в Яффо. Он ненадолго переезжает в Реховот, но в 1909 г. возвращается и одним из первых присоединяется к сообществу Ахузат Байт.
Ему достается участок на Лилиенблюм, 27. Он строит двухэтажный дом, где живет его семья и где располагается поликлиника, а затем и больница – роддом Гильад.
Во дворе дома Поховски обустроил небольшую ферму (Участок его был больше других). У него были коровы, куры, утки и гуси. Были посажены фруктовые деревья и разбиты грядки с зеленью.
В 1911 г. Поховски был назначен главврачом больницы Шаарей Цион. Он занимает также должность председателя гистадрута врачей Тель-Авива и Яффо.
Д-р Поховски был из первых, проводивших исследования по питанию в Эрец-Исраэль.В 1912 г. он женился на Ахуве Петрушански. У них было трое детей.
Во время первой мировой войны он отказывается от русского подданства и, приняв оттоманское (турецкое), призывается в турецкую армию. В армии он служил военврачом в Газе, Сирии, Иерусалиме и Тверии. После окончания войны он возвращается в Тель-Авив.
Большинство из жителей Тель-Авива а-Ктана родились в роддоме Гильад.
В период между второй мировой войной и войной за Независимость больница служила госпиталем для бойцов Эцеля и Лехи.
Со временем старое здание было разрушено и вместо него построено современное.

Дом №28первый двухэтажный дом принадлежал преподавателю гимназии Герцлия Шабтаю Маркису. Он был построен в 1910 г., а в 1913 г. продан торговцу стройматериалами Шаулю Леви.
По сравнению с Маркисом, который не оставил значительных следов в истории, Шауль Леви увековечен в истории Тель-Авива как человек, влепивший пощечину мэру города Мэиру Дизенгофу за штраф, полученный от городских контролеров. За что был выписан этот штраф история умалчивает, но Леви посчитал его, вероятно, необоснованным. В 90-х в этом доме был известный всем тельавивцам (и не только им) ресторан «Наночка».
Но…  Этот дом не был включен в список охраняемых исторических объектов. И поэтому в 2008 г. земля, на которой стоял этот скромный двухэтажный домик, была продана под строительство многоэтажного офисного здания, модернового и дорогого. А ресторан был вынужден перебраться в соседний дом , № 30.

Дом №32 принадлежал супругам Якову и Пейсе Перельштейн. Оба они – уроженцы Иерусалима. Там же они и поженились. В 1897 г. семья Перельштейн переезжает в Яффо.
Яков устраивается работать в торговый дом Зильбера, торгующий мукой. Через три года, доказав свои способности и преданность хозяину, он становится управляющим и одним из самых уважаемых торговцев в Яффо.
Он основывает свою компанию по ввозу и продаже муки и древесины для изготовления дилижансов.
До основания Ахузат-Байт семья проживает в Неве-Цедеке. Их дом на Лилиенблюм, 32 был вторым, построенным в Ахузат-Байт. Сначала семья не хотела переезжать в новый дом. Перельштейн сдает его некому г-ну Лодвиполю. А тот, в свою очередь, одну из комнат пересдает матери с сыном, который впоследствии женился на одной из дочерей Перельштейна.
В 1919 г. Яков Перельштейн с помощью денег из Агробанка начал покупку земель у арабов. Он становится одним из самых состоятельных жителей Ахузат Байта.
Яков Перельштейн с 1922 по 1925 гг. был членом первого городского совета. Он также был инициатором и организатором основания поселков южнее Яффо – Бейт –ве-Ган (Сегодня это Бат Ям) и Холон. В 1935 г. в Тель-Авиве функционировали десятки мелких банков. И в этом доме также был открыт маленький банк, который назывался «Банк олим Эрец Исраэль – Поланья».
Сегодня на месте дома Перельштейна находится несимпатичного вида здание офисов банка Дисконт.

 

 

 

 


в начало страницы


Главная

Copyright ©  TELEOR. TEL-AVIV. 20100

Тель-Авив