Шимон Роках
родился (1863г.) и рос в Иерусалиме. При содействии своего отца Ицхака Рокаха Шимон
начинает свою службу инспектором по взиманию дорожного налога дороги
Иерусалим - Яффо. В 1984г. по долгу службы он переезжает в Яффо. На службе он преуспевает. Материальный достаток
позволяет Шимону Рокаху заняться общественной работой в еврейской
общине Яффо. В этом же году он основал вместе со своей женой Рахелью
и братом Элиэзером организацию "Бней Цион" - "Сыновья Сиона". Это
была первая общественная еврейская организация в Яффо. И занималась
она оказанием помощи нуждающимся яффским еврееям. Шимон Роках сразу
становится лидером и руководителем еврейской общины. Через пару лет,
вместе с братом Элиэзером, он создает новое объединение - "Эзрат
Исраэль". Это объединение, также как и предыдущее, оказывает помощь
нуждающимся, принимает алию в Яффо, пытается сблизить различные
религиозные группы - хасидов и литваков, объединить сефардскую
и ашкеназкую общины. "Эзрат
Исраэль" строит первую еврейскую больницу
в Яффо, главным врачом которой стал д-р Менахем Штейн, а в правление вошли
Шимон Роках
и М. Пинес. Тогда же была создана первая еврейская библиотека -
прародительница большой тельавивской библиотеки, которая сегодня
расположена в "Бейт Ариэла". Именно Шимон Роках был
инициатором "выхода" еврейской общины за стены старого Яффо. "Эзрат
Исраэль" покупает землю у Аарона Шлуша
на льготных условиях и 48
семей, объединившись в кооператив, начинают строительство еврейского
поселения среди песков за пределами Яффо - Неве Цедек. Дома были
построены в три ряда, один возле другого. Образовавшиеся две улицы
были названы именами основателей - Шимона Рокаха и Менахема Штейна.
Израильтянам известно имя Исраэля Рокаха, сына Шимона. Он был мэром Тель-Авива
(правда, не долго),
членом Кнессета, министром внутренних дел, зам. председателя
Кнессета. В северном Тель-Авиве есть улица , носящая его имя.
Улица Ш. Рокаха, дом №2
В этом доме проживала семья Шломо и Ривки Абулафия. Род Абулафия берет свое
начало в Испании. С 11-го века жили там известные раввины и кабалисты с этой фамилией.
В 1740г в Эрец Исраэль репатриировалась группа сефардов, во главе ее стоял раввин Хаим Абулафия,
глава евреев Измира. Он воссоздал еврейскую общину в Тверии.
Шломо Абулафия не был раввином. Он был старостой нового еврейского
поселения Неве Цедек и представителем этого района у
властей Оттомании. Ривка Абулафия - дочь Якава Переца, одного из
основателей Ришон Ле Циона. Ривка и Шломо Абулафия были и среди 66
основателей Тель-Авива, выиграли участок в "ракушечной лотерее",
построили дом и переехали.
О Шломо Абулафии существует такая легенда : "Уже в зрелом возрасте, имея шестерых сыновей, Шломо нашел на улицах Яффо арабского мальчика-сироту и приютил и вырастил его, как родного. Умирая, он позвал свою жену – Ривку и
передал наказы для сыновей. «Старший будет учителем, второй – адвокатом, третий - плотником... и только найденышу
было передано два наказа – никогда не выясняй отношений с евреями и... пеки питы! В яффской пекарне,
основанной Саидом Абулафия и сегодня пекут самые вкусные питы и сегодня, в память о Шломо Абулафия,
каждый Йом Кипур пекарня закрывается.
Однако, не только этим известен этот дом. На втором этаже этот дом долгое
время снимал комнату начинающий поэт-репатриант из Галиции Иосиф Шмуэль Чачкес, будущий лауреат нобелевской премии Шай Агнон
(1888 – 1970).
. По одной из версий, псевдоним этот (Агнон на иврите означает «брошенный») придумал ему Шимон Роках,
прочитав его повесть «Агунот» (Соломенные вдовы) – очень грустной
она ему показалась.
(Из рассказов Бориса Брестовицкого).
Иосиф Чачкес жил в этом доме
с 1909г. по 1912г., работая секретарем в тельавивском мировом суде. Поговаривали, что он был тайно влюблен в одну из трех
дочерей Аарона Шалуша. Девушка
болела астмой и проводила поэтому много времени во дворе под
эвкалиптами, высаженными специально для нее. А дом Шлуша был как раз
напротив балкона, на котором попивал чай молодой
человек.
Сначала переглядывались, потом она пригласила его на чашечку чая. Так и
познакомились. Но папе, вероятно, не понравилось знакомство с бедным
клерком. Никто не знает сегодня, как складывались их
отношения, как долго они продолжались... Но что-то ни в одном из
своих произведений Агнон не упоминает семейство Шлушей. А вот
комнату свою в этом доме он описал: " В комнате этой пять окон. В
одном из них видно огромное
море, нет
ему границ. В другом окне - зелень бескрайних пардесов
(цитрусовых садов). В следующем окне видна долина, по которой едет
поезд. Еще одно окно смотрит на пустошь, где чуть позднее вырастет
Тель-Авив. И последнее окно выходит на Неве Цедек..." ("Как прежде").
Улица Ш. Рокаха, дом №10
В 1988г. в этом доме открылась мастерская Лиона Штейна. Его брат, доктор Менахем Штейн, врач, стоял во главе компании «эзрат Исраэль», был одним из основателей района Неве Цедек. Лион Штейн приобрел два участка в этом районе. Он планировал построить механическую мастерскую по производству и ремонту водяных насосов. Завод такого типа был первым в Эрец Исраэль. И практически Лион Штейн стал отцом – основателем еврейской промышленности в Палестине. Для производства был построен большой деревянный барак. Завод «Л.Штейн» на этом месте работал до 1894г. Производство росло, места не хватало и Лион Штейн и Авраам Шлуш поменялись участками.
Завод был перенесен в р-н Неве Шалом.. А Авраам Шлуш построил здесь
жилой дом.
Улица Ш. Рокаха, дом №12
До Первой Алии 1880-х годов
еврейская община Яффо насчитывала около 1.000 человек. Новые
иммигранты увеличили ее до 5000. Это увеличение привело, конечно, к значительным переменам в еврейской общине Яффо.
Жили евреи на узких и грязных улочках города, в чуждом, а зачастую и враждебном, окружении,
где они зависели от прихотей арабских землевладельцев. Надо было выходить за стены Яффо.
И в 1887г. начинается строительство первого еврейского квартала в Яффо - Неве Цедека.
В 3 ряда строятся 48 домов, образуя две первые улицы Неве Цедека,
которые и получили имена своих основателей - Шимона Рокаха и
Менахема Штейна. Время шло. Дома достраивались и перестраивались...
И только этот дом остался из тех первых 48 практически не
измененным.
Улица Ш. Рокаха, дом
№18
Говорят, что в те годы в Палестине проживали евреи трех категорий: сфарадим,
ашкеназим и евреи Яффо. Вот и синагог в Неве Цедек вначале было три, одна
вблизи другой. В 1910г. была построена первая из них - синагога "Мареот а-Сулам". Это была одна из красивейших синагог Неве Цедека. Высокие потолки, обшитые
деревом, арочные окна, украшенные витражами, настенные росписи.
Впечатляющий фасад с балконом и лестницей, ведущей в женскую часть синагоги.
"Мареот а-Сулам" являлась центром изучения каббалы. Здесь была
создана большая часть комментариев к книге "Зоар" - основе основ
науки каббала.
"И назвал я этот комментарий „Сулам“
[Лестница], дабы показать, что предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы подняться к ней, и тогда в твоих руках все сокровища мира. Но лестница не является целью сама по себе, потому что если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься, то не выполнишь требуемое и задуманное.
Так и с моим комментарием к "Зоару“: целью моей не было разъяснить всю глубину "Зоара“ так, что невозможно было бы выразить большего, а указать путь и сделать из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть книги
„Зоар“. Только в этом заключается цель моего комментария".
(Йегуда Лейб Алеви Ашлаг, "Предисловие к книге "Зоар", п. 58).
После выхода в свет книги «Перуш а-Сулам» рав Й. Ашлаг получил имя «Бааль Сулам»
(иврит — букв. «обладатель лестницы» [в духовный мир]), как принято среди мудрецов Торы называть человека не по его имени, а по его наивысшему достижению.
Со
временем синагога была заброшена. Муниципалитет пытался восстановить
здание. Но случился большой пожар и с 1981г синагога разрушена.
Рядом с ней находилась еще одна из первых синагог Неве-Цедека - "Кахаль
хасидим", тоже заброшенная и разрушенная. Но ее снесли и построили
высотное жилое здание "Мигдаль Неве Цедек". Конечно, этому
предшествовала длительная борьба религиозной общины с
муниципалитетом. В конце-концов, пришли к соглашению, что деньги от
продажи земли под высотку пойдут на восстановление синагоги "Мареот а-Сулам".
Высотку построили, заселили, а на синагогу денег как не было, так и
нет...
Улица Ш. Рокаха, дом
№21, угол улицы Неве Цедек, №39
Этот
дом во времена оные принадлежал семье Шульман. Дом был достаточно
большим и поэтому часть квартир сдавалась на съем. Съемщиками были
три литератора: Йосеф Ахаронович, его жена Дебора Барон и
Йосеф Хаим
Бреннер. Отсюда и название этого дома: "Дом писателей".
В 1907-1914 гг в этом доме находилась редакция газеты "Молодой
рабочий". Йосеф Ахаронович, один из лидеров рабочего
движения, редактировал и печатал здесь эту газету. Он также был
основателем и руководителем банка Апоалим. Его жена, Дебора
Барон, дочь рава Шабтая Барона, была
известным
ивритским новеллистом. Писала она, в основном, для детей. Очевидно она была одним из первых «борцов за эмансипацию женщин», поскольку предпочла оставить свою фамилию после замужества. Во время первой мировой войны турки
выслали из Яффо несколько сотен евреев. Среди них были и супруги
Ахаронович и Барон. Они уехали в Александрию. И там Ахаронович
продолжал свою общественную деятельность. Состояние же Деборы
ухудшалось и ухудшалось. Дух ее был настолько травмирован, что она
уединилась в своем доме на 40 лет. Большая часть ее ранних
произведений по ее просьбе была уничтожена.
Йосеф Хаим
Бреннер родился на Украине в 1881г. Он получил религиозное
воспитание, но уже в ранней юности примкнул к еврейскому
социалистическому движению, позже стал сионистом. Три года служил в
русской армии, потом уехал в Лондон, где редактировал еженедельник
на иврите "ха-Меурер". В 1909 г. он переезжает в Эрец-Исраэль.
Вначале он поселился в Иерусалиме, затем перебрался в Яффо, активно включился
в культурную и политическую жизнь. Эссеист и критик, романист
и поэт, Бреннер известен и как переводчик произведений русской и
мировой литературы.2 мая 1921 года Бреннер был зверски убит во время
еврейского погрома, учиненного арабами в Яффо.
Постепенно
здание опустело, пришло в упадок. Тельавивская мэрия готова была его
снести. Но по инициативе общества охраны памятников дом был
приобретен Земельным фондом Израиля. Южное крыло здания было
разрушено и отстроено заново, а северное - восстановлено. Сначала
здесь был открыт литературный дом-музей, куда приходили писатели на
свои творческие посиделки. А в мае 1998г здесь был открыт музей
Нахума Гутмана. В музее представлены картины картины
художника, рукописи, иллюстрации. Нахум Гутман большую часть своего
творчества посвятил Тель-Авиву. И поэтому в музее есть место редким
историческим документам, фотографиям, рассказывющим о рождении и
развитии первого в Палестине еврейского города. Есть в музее и
комната, которая называется "Расскажи детям". В ней разместились
читальный уголок с книгами Нахума Гутмана, написанными для детей,
уголок рисования. Про жизнь этого художника и писателя,
иллюстратора, создателя мозаичных картин и керамических скульптур
можно прочитать здесь
>> .
На этой же странице есть ссылки на виртуальную галерею Н.Гутмана.
Улица Ш. Рокаха, дом
№28
Такой
книжной лавки не найти не только в Тель-Авиве, но и во всем Израиле,
а может даже и в мире. Здесь никогда вы не увидите продавца
.
Книги и журналы не только на иврите, тематика самая разнообразная:
книги религиозные, художественные и научно-популярные... На каждой
кучке - написанная на маленькой бумажке цена. Цена символическая - 3
-5 шекелей. И стоит в стороне коробка. Это касса. Понравилась книга
- бери и клади денежку в коробку. Кто-то говорит, что доход идет на
прокорм котов и кошек Неве Цедека, а кто-то, что на устройство
благотворительных обедов.
Улица Ш. Рокаха, дом
№36
Этот дом был построен в 1887г. В нем и жила семья основателя Неве
Цедека Шимона Рокаха. И, хотя он со временем был продан, потом
перекуплен и восстановлен, внешний его вид почти не изменился.
Сейчас в доме расположен музей, посвященный тому периоду времени.
Музейная экспозиция включает в себя мебель, домашнюю утварь, одежду, фотографии,
исторические материалы и небольшой фильм.
Внучка Шимона Рокаха Лея Маджаро-Минц не только отремонтировала и
обновила дом. Она разместила здесь галерею своих керамических
скульптур, в основном, это голые женщины (больше подходит слово
"бабы").
|