Из истории Петах Тиквы
Петах Тиква - первая еврейская деревня, основанная в 1878 году группой первопроходцев меньше Иерусалима, была проматерью не только еврейских деревень, и не только еврейского сельского хозяйства в Палестине, но и основой для рабочих организаций, для самообороны, коллективизма и строительства общины.
На празднествах посвященных 75-летию
Петах Тиквы Бен-Гурион отмечал, что с момента основания последней начался период самостоятельности еврейского народа.
В 1880 году группа поселенцев из Петах Тиквы и Иерусалима сделала первую попытку поселиться на берегу реки Яркон. Напрасно кокетничали первые крестьяне и пренебрегали предупреждениями об опасности лихорадки. "Ярконим" - так они себя называли- просто затыкали уши. Действительно, в первый год они наслаждались жизнью. Они построили 3 каменных дома, 6 мазанок и пещеру на берегу Яркона. Вода была в избытке, рыба - в изобилии. Поражение их началось из-за вспышки лихорадки. Она же привела и к бегству из
Петах Тиквы.
В 1883 году была предпринята новая попытка создания поселения. Было выбрано более высокое место, с более приятным климатом, неподвластным лихорадке. Так был создан Иуд. В 5 километрах южнее Петах Тиквы, недалеко от арабской деревни Иудия. Дома строились боле основательно. В основном из отесанного мягкого камня с черепичными крышами.
Несмотря на запрет турецких властей строить евреям дома вне черты городов, первопроходцы обхитрили правительство, представив новое поселение как квартал рядом с Иерусалимом. Когда
правительство обнаружило обман, дома попытались разрушить. Вмешательство германского консула и других влиятельных сил, спасло их от
разрушения. Но строительство прекратилось.
В 1905 году началась вторая волна алии в Петах Тикву со всего мира. Число олим превысило сто. Они рассматривали работу не как средство заработка, а как средство осуществления сионистской идеи: "Захват работы" из рук арабов с целью развития нового народа на основе "еврейской работы".
Свободное поведение олим привело к столкновениям со старыми
поселенцами, сохраняющими традиции. Даже неверие в способность олим выполнять физические работы на цитрусовых и виноградных плантациях, привело к тяжелым трениям.
В Пурим 1905 года было создано объединения рабочих под названием "а-поэль а-цаир". Программа организации строилась на "захвате" профессиональных работ: "повышение натурального и культурного состояния еврейского рабочего в земле Израиля", создание касс поддержки, рабочих кухонь, кооперативных магазинов, создание поселений, а также распространение языка и еврейской культуры.
В 1911 в Петах Тикве открылся первый в Израиле рабочий клуб, ставший духовным центром рабочих. Но и крестьяне из деревни посещали его. В этом же году состоялась вторая конференция "поалей иуда". На ней было положено создание больничной кассы. В этом же году была открыта "больничная комната" для олим из Иемена, прибывших за год до этого. Еще
через два года было завершено строительство дома первого квартала олим из Иемена "махане иуда" - одного из старейших кварталов Петах Тиквы.
После Первой Мировой войны Петах Тиква превратилась в центр движения за обновление Сионизма. Здесь зародились и оформились зерна будущих сельскохозяйственных и
городских поселений, распространившиеся по всей стране. Здесь выкристализовались руководители обороны и защиты, возглавившие позже бои за становление государства Израиля. Многие будущие руководители страны получили здесь азы сельскохозяйственных знаний и вышли создавать новые поселения. Среди них: Давид бен Гурион, Леви Эшколь, Голда Меир.
Годы войны были для Петах Тиквы очень тяжелыми: экономический кризис, невозможность экспорта в Европу сельхозпродукции, нашествие саранчи, поборы турецкого
правительства, преследование общественных деятелей. Вместе с тем Совету Поселения удалось продолжить и сохранить независимость поселения и взаимовыручку.
В Петах Тикве печатались почтовые марки и даже внутренние денежные бумаги, которые были официальными деньгами в пределах поселения. По окончании войны в поселение вернулся покой. А в 1921 Британский мандат присвоил ему статус Местного Совета (муаца макомит), что дало важный рычаг для дальнейшего развития.
В 1922 году население Петах Тиквы составило 5,000 человек и площадь земли, относящейся к поселению, составила 24,000 дунам.
В начале двадцатых годов в Петах Тикве начался процесс урбанизации,
который усилился в 30-е годы. В 1937 году наместник Британского
правительства присвоил Петах Тикве статус города.
Параллельно начался переход от сельского хозяйства к промышленному
производству.
В первые годы после создания государства численностей жителей резко удвоилась и в 1954 году составила почти 40,000 человек
Статистика роста населения Петах Тиквы с момента основания
1878 ( год основания) 12
1880 - лихорадка
1882 - 60
1883 - 190
1884 - 120
1885 - 181
1901 - 800
1904 - вторая алия в Петах Тикву 1,200
1913 - I мировая война 3,000
1919 - 2,000
1920 - третья алия 4,000
1924 - четвертая и групповая алия 4,500
1928 - (50 лет Петах Тикве) 6,500
1948 - (70 лет ПетахТикве) 21,000
1954 - 43,800
1961 - 54,000
1967 - 73,500
1972 - 93,400
1975 - 106,800
1977 - 112,000
1980 - 125,000
1986 - 143,000
1992 - 150,000
1993 - 160,000
1998 - (120 лет Петах Тикве) 180,000
С провозглашения Петах Тиквы городом во главе ее стояли: Шломо Штампфер (1937-1940), Иосеф Сапир (1940-1950), Мордехай Краусман (1951), Пинхас Рашиш (1951-1966), Исраэль Фаинберг (1966-1978), Ивале Дов Тавури (1978-1989), Гиора Лев (1989-1999) имена некоторых из них сегодня носят улицы города. Сегодня городское хозяйство возглавляет Ицхак Охион.
Список еврейских поселений, основанных до 1940 года.
1908 год: Айн - Ганим
1912 год: Маханэ - Иуда
1925 год: Гиват а-шлоша
1926 год: Гат - Римон
1926 год: Кфар - Ганим
1929 год: Кфар - Авраам
1934 год: Кирият - Арие
1934 год: Кфар - Мааш
1936 год: Кфар - Сиркин
1938 год: Квартал Белинсон
Отцы-основатели Петах Тиквы.
Зарах Барнет (1843-1936)
Родился в России. По прибытии в Израиль присоединился к Еалю Моше
Соломону с товарищами. Компания купила землю для создания Петах Тиквы. Жена Барнета отказывалась ехать в это отдаленное место и требовала развод, рав Саланд присудил. Что жена должна ехать за мужем.
Барнет построил первый каменный дом в Поселении (на углу улиц Штампфер и Бар-Кохба) и был одним из ведущих общественных деятелей.
Давид Мэир Гутман (1827-1894)
Родился в Венгрии. Он был богат, уважаем и добродушен. Известен как моэль. Гутман входил в "общество за развитие земли Израиля" и был в числе строителей первых кварталов за пределами стены, окружавшей старый город в Иерусалиме и финансировал приобретение земельных участков в Амбалас и в Ихудия.давид Мэир Гутман стоял во главе Совета Петах Тиквы, но умер в бедности и
нищете в возрасте 67 лет и похоронен в Иерусалиме.
Юаль Моше Соломон (1838-1912)
Родился в Иерусалиме и создал там типографию, в которой печатал первую еврейскую газету "а-леванон", а потом газету "Иуда и Иерусалим", в которой призывал к развитию
сельскохозяйственных поселений в Израиле. В 1878 году
Соломон с маленькой группой иерусалимцев и остановился для основания Петах Тиквы.
Юаль Моше Соломон верил в учение Шлома, что евреи Иерусалима должны быть первыми в создании сельского хозяйства в земле Израиля. Он был уверен что 1877 год - последний год праздной жизни и что отсюда начнется быстрое создание сельскохозяйственного поселения. Его предсказание осуществилось: в 1878 году заложена основа Петах Тиквы.
Иуда Раав (1858-1948)
Родился в Венгрии. С юности Раав занимался сельским хозяйством и с
детства воспитывался в любви к Израилю. Через короткое время после репатриации вместе с родителями (отец - Элиезер Раав) , присоединился Иуда Раав к основателям Петах Тиквы, а также прорыл первую борозду. Он был первым охранником в деревне, занимался общественной работой и публиковал профессиональные статьи по сельскому хозяйству.
Иуша Штампфер (1852-1948)
Родился в Венгрии. Сионистские симпатии приобрел в
деревенском доме своего дяди, Элиэзера Рава. В 1869 совершил алию пешком и через короткое время присоединился к основателям Петах Тиквы. Он отличился находчивостью и
приверженностью целям и выполнял важные поручения от имени Петах Тиквы в стране и за рубежом. Он был посредником в урегулировании трений, возникших между религиозными и светскими, между молодежью и стариками.
Штампфер, как человек верующий и религиозный, воспитывал
поселенцев в духе веры и религии, на когда требовалось защищать честь и собственность поселения с оружием в руках, не отказывался делать это даже в субботу. Он победил в споре о необходимости рытья первого колодца, который назван его именем, и других работ. Он был секретарем поселения до самой своей смерти.
Перевод с официального сайта города Петах-Тиква
www.petah-tikva.muni.il
TELEOR
|