Раздел пятый.
Биология и медицина


Александр Недува. Психопатологический анализ художественных самоописаний некоторых психических заболеваний в аспекте концепций сверхсознания и над-сознания .

Александр Гиновкер. Природный адаптоген и регулятор (препараты чеснока: современное состояние).

Раиса Тартаковская. Современные подходы к диагностике наследственных заболеваний у детей....

Борис Бенехис. Тенденции развития современной индустрии животноводства. Биологические аспекты.

Маргарита Фраймович. Скрининг-методика определения факторов риска развития стресс-зависимой патологии у жителей современного промышленного города.

Владимир Печерский. Конвенциональное физиотерапев-тическое лечение плюс творческое взаимодействие в дуплексной связи «больной - доктор».



Александр Недува
Психопатологический анализ
художественных самоописаний некоторых
психических заболеваний в аспекте концепций сверхсознания и надсознания.

(Психопатолого-искусстведческое эссе)

Психопатология –наука о структуре психогенных расстройств основана на анализе рассказа больных о своих психических переживаниях. То есть, речь идёт об анализе самоописаний больными или об объективном анализе психопатологом (с учётом знания закономерностей формирования и проявления психических болезней), анализа субъективных изложений, которые дают больные.
Особый интерес представляют такие изложения, которые даются творчески одарёнными людьми – писателями, художниками, музыкантами и др., которые в своих произведениях отразили собственные болезненные расстройства. В своё время (конец Х1Х и начало ХХ века) психопатологический анализ таких произведений был распространён во многих странах (Франции, Германии и др.). В России в течение нескольких лет издавался специальный «Журнал эвропатологии личности и творчества», в котором публиковались работы, посвящённые анализу влияния психических нарушений и характерологических особенностей личности на творчество.
Экспериментальная психология показала, что сознательное и бессознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.
Однако, если благодаря тестированию рациональные, рассудочные компоненты творческого процесса исследовались большим количеством авторов (М.Вертхэймер, Теплов, Леонтьев, Леман, Дэнис и др.), то детального формализованного исследования бессознательной, интуитивной компоненты проведено крайне недостаточно.
Большие возможности в этом плане открываются благодаря концепции сверхсознания П.В.Симонова и особенно благодаря концепции надсознания К.Бравого, которые позволяют формализовать интуитивные процессы и даже создать математическую модель этих процессов.
В этой связи отдельный интерес представляет анализ творческого процесса у больных психическими расстройствами, которые в отдельных случаях в большей мере затрагивают мыслительные процессы, рассудочность, а в других – в большей мере страдает эмоциональная сфера, воображение, фантазия.
Художественная литература и произведения искусства давно привлекали внимание психиатров, как материал безусловно полезный при исследовании личностных проявлений в норме и патологии. Проведен довольно обстоятельный анализ ярких красочных описаний эпилепсии, данных Ф.Достоевским, Л.Толстым, А.Блоком и др. Ряд работ посвящён психопатологическому описанию болезненных проявлений в творчестве Н.Гоголя, Г.Мопассана, Э.По и др.
Все эти работы посвящены анализу описаний таких проявлений как бред, галлюцинации, расстройства мышления и др. То есть, тех расстройств, которые при традиционном тестировании, выявиди, говоря с современных позиций как левополушарные, связанные с мышлением и речью.
Нам же сегодня хотелось бы привлечь внимание к отражению патологии воображения, фантазирования, аффекта, то есть, той патологии, которая стоит ближе к правополушарной деятельности мозга, к функции сверхсознания (по П. Симонову) и надсознания (по К.Бравому).
Особый интерес в этом плане представляют описания состояний, которые в специальной психиатрической клинической литературе называются онейроидными состояниями. Это – своеобразное психопатологическое состояние, которое характеризуется грёзоподобным нарушением сознания, сноподобными (слово «онейрос» означает по-гречески «сон») видениями, характеризующимися сценичностью, фантастичностью. Больные в этом состоянии переживают фантастические картины полёта в космос, пребывания в иных мирах, в «аду» или в «раю» и т.д. Переживания, сцены и т.д. проносятся внутри головы, умозрительно. Больные обычно охвачены этими картинами, малоподвижны, взгляд отрешённый, выражение лица «зачарованное», как при ярких сновидениях. При этом нарушаются обычно сомато-вегетативные функции: замедление или нерегулярность пульса, сальность покровов лица, нарушения терморегуляции и др. То есть, имеют место нарушения гомеостаза, относимым П.Симоновым и К.Бравым к надсознанию и сверхсознанию.
В настоящей работе мы приводим очерки о жизни и деятельности некоторых писателей и художников, перенесших, описавших онейроидные состояния, и затем сделаем попытку психопатологического обобщения особенностей их творчества.
С этой точки зрения представляет большой интерес изучение жизни известного переводчика «Фауста» Гёте и многих стихотворений Гейне, одного из популярных французских писателей середины Х1Х века – Жерар де-Нерваля. Настоящая фамилия этого писателя Лабрунье, де-Нерваль – это псевдоним. Его современник Максим Дю-Камп опубликовал биографию писателя, в которой имеются данные и о его болезни. В течение всей жизни он сохранил своеобразную болезненную страсть к второстепенной водевильной актрисе, с которой никогда даже не был знаком лично. В биографии Нерваля М. Дю-Кампом описывается графическое изображение бреда писателя, нарисованное им соками цветов и трав в период его пребывания в лечебнице. На этом рисунке изображена сложная космическая система, в центре которой, попирая земной шар и окружённая семью звёздами, находится женщина, воплощающая одновременно Женни Колон (так звали «любимую» писателя), Диану и святую Розалию.
Яркое образное описание перенесенного острого психотического состояния содержит произведение Жерар де-Нерваля «Аврелия», где под именем главной героини фигурирует также Женни Колон. Изменение своего состояния писатель очень метко характеризует как «вторжение сновидения в действительность». Сначала ложные и фантастические сны, затем повышение настроения и самочувствия, ему представляется, что силы его удвоились, что в состоянии всё узнать и всё постичь. Затем даются описания своеобразных фантастических ложных воспоминаний, символизации их, а также фантастических грёзоподобных бредовых переживаний. Автор описывает, как, выйдя из дому, он идёт по направлению к звезде, которая по его представлениям, имеет особое влияние на его судьбу. Дойдя до перекрёстка улиц, он решает сбросить с себя «земные одежды», начинает раздеваться, но тут полицейские забирают его. Во время борьбы с полицейскими он принимает всякие предосторожности, чтобы не убить их, так как ему кажется, что он колоссально велик и наполнен электрическими зарядами. Находясь в полицейском участке, он лежит и видит, как над ним разверзается небо и является ему множество картин ярких и красочных. Он живёт как в калейдоскопе: картины, виды, толпы людей постоянно смеются вокруг него, и только одна Аврелия остаётся неизменным центром этого калейдоскопа фантастических видений и звуков, среди которых живёт сам автор. Он видит её то в виде светлой богини, то в виде несчастной жертвы, умирающей на омываемой морем скале, то узнаёт её в уличной певице или слышит её крики в доносящемся до него ночью шуме. Затем наступает неожиданно и сразу непродолжительный выход из этого состояния: как бы просыпается он. Но «просветление» непродолжительно. Он бежит на кладбище, находит его запертым, бросается в церковь, но какой-то внутренний голос подсказывает ему, что Пресвятая дева умерла. Ему встречается священник, и де-Нерваль обращается к нему с просьбой исповедать его. Затем описывается нарастание состояния возбуждения и бредовой интерпретации всего окружающего. Встреченный им на улице рабочий с ребёнком на руках – это святой Христофор, несущий младенца Иисуса. Посыльный с бляхой на груди представляется ему герцогом Бургундским, и он тут же вступает с ним в драку. Идёт дождь – это начало всемирного потопа, и всё человечество должно погибнуть. В него переселился дух Наполеона, и он призван к великим делам. Попав в больницу, он чувствует себя богом и возлагает руки на других больных, чтобы исцелить их. Всё вокруг него приобретает особый смысл и значение – трещины на стене – таинственные начертания; двери в подвал – это вход в подземелье, всё, что говорят вокруг него другие больные полно особого мистического значения. В больнице собрались представители всех человеческих племён, чтобы установить новое течение небесных светил. В систему мироздания вкралась какая-то числовая ошибка, отсюда проистекают все беды человечества.
Выход из болезненного состояния Жерар де-Нерваль описывает как наступающий критически. Причём он сожалеет о прошлых ушедших переживаниях, так как «воображение приносило бесконечные наслаждения».
Таким образом, «Аврелия» Жерар де-Нерваля носит почти мемуарный характер и даёт описание от начала до конца одной из психотических вспышек, которыми страдал сам автор и во время из которых покончил с собой.
Столь же красочное литературно-художественное описание состояния, которое с современных позиций должно быть квалифицировано как онейроидное – это рассказ В.М.Гаршина «Красный цветок». Как известно, сам писатель страдал своеобразным периодическим психозом и во время одного из депрессивных приступов покончил с собой.
Некоторые из перенесенных маниакальных приступов сопровождались своеобразными фантастическими грёзоподобными переживаниями. Так, Н.Н.Баженов (1903), ссылаясь на записи друга писателя некоего Фауссека, описывает состояние В.Гаршина во время одного из его пребываний в частной психиатрической лечебнице. Имели место «быстрые неожиданные причудливые, создающиеся по случайному поводу ассоциации. Гаршин вышел гулять в сад … и, увидев стоящий стул, опрокидывает его и начинает толкать вперёд. При этом стул в его представлении превращается в плуг, и он пашет; через минуту он вспоминает, как читал однажды про китайского императора, в определённый день раз в год совершающего священный обряд вспахивания земли, и вот он уже китайский император и видит в стуле плуг, ни на минуту не представляя в то же время сознавать, что он Гаршин, а стул есть стул».
Мы привели дословное описание Н.Баженовым поведения и переживаний больного писателя, так как оно прекрасно отражает иллюзорный характер восприятий окружающего с фантастической бредовой интерпретацией этих восприятий, т.е. состояний, в современном понимании расцениваемых как близкие к онейроиду.
Сам писатель аналогичное же состояние весьма красочно, художественно и, в то же время, с большой клинической достоверностью описал в рассказе «Красный цветок», названный одним из его современников «предположительным этюдом психиатрии».
Герой рассказ – больной в возбуждённом маниакальном состоянии доставляется в больницу. Ориентировка ещё сохранена, и он узнаёт в ней «сумасшедший дом», но болезненное воображение подсказывает ему, что он прибыл сюда для ревизии, причём, полагает он, по приказу Петра 1. Когда, как обычно, ему как вновь при бывшему больному делают ванну, он заявляет, что это инквизиция, место тайной казни, где врачи решили покончить с ним. Иногда же ему представляется, что это ад с его котлами, где варят людей. Вода в ванне кажется ему кипятком. Мушка, которую ему ставят на затылок, вызывает представление об обезглавливании.
Чрезвычайно интересно описание дальнейшего развития психоза, бессоницы, двигательного возбуждения и тех коротких периодов прояснения сознания, когда герой понимает, что вокруг него больные, что он в палате, но болезненное воображение тут же подсказывает ему, что всех этих людей он когда-то знал, что среди них есть воскресшие люди и разные знаменитости, что они все собрались сюда «ради какого-то гигантского предприятия, смутно представляющегося ему уничтожением зла на земле. Он строит фантастическую историю дома, в котором находится, на кусках обвалившейся штукатурки, на обломках изразцов он видит фантастические картины. В здании, находящемся рядом с больницей, ему представляются призраки давно умерших людей, в игре света на красном стекле он узнаёт образы знакомых людей. Его внимание привлекает к себе цветок алого мака в больничном саду, и по какой-то неожиданной ассоциации он связывает с ним всё мировое зло. Писатель чрезвычайно тонко подметил причудливость ассоциаций, их фантастичность и указал схему построения больным этой бредовой идеи: больной вероятно вспомнил, что из мака делают опиум, и эта мысль, «разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставили его создать страшный фантастический призрак». Цветок красный – следовательно он впитал в себя всю невинно пролитую кровь человечества; больному дали колпак с больничным знаком красного цветка – это имеет особое таинственное значение, указывает на борьбу с красным цветом, и так как цветок мака ярче, то из этого следует, что зло побеждает. Эти фантастические идеи, сначала отрывочные, складываются в систему, захватывают с необыкновенной подавляющей силой, и больной наконец погибает с улыбкой на устах и «с красным цветком, зажатым в окостеневшей руке», погибает от истощения, вызванного по образному определению самого автора, - бешенством движений». Писатель замечает даже такую клиническую закономерность, как неуклонное падение веса больного, несмотря на всё возраставший аппетит.
Таким образом в рассказе В.М.Гаршина воссоздаётся с исключительной правдивостью и яркостью полная картина развития психотического приступа, который безусловно укладывается в картину онейроида. Здесь с исключительной клинической достоверностью и в то же время в яркой художественной форме представлена вся динамика развития психотического состояния – от аффективного и аффективно-бредового состояния к синдрому острой иллюзорно-фантастической парафрении, на высоте которого наступает сновоидное помрачение сознания, и больной полностью погружается в мир грёзоподобных фантастических бредовых переживаний.
В течение последних лет всё чаще описываются онейроидные переживания при различных экзогенных психозах, в частности интоксикационных. Относительно художественного изображения этих переживаний мы располагаем лишь материалами, приведенными К.Бирибаумом (1920), о жизни и творчестве известного поэта Чарльза Бодлера и английского писателя де-Квинси. Если о болезни Ч.Бодлера приводятся лишь краткие данные, указывающие, что после приёма гашиша у него наступали состояния, сходные с онейродными, то книга де-Квинси «Воспоминания» представляет довольно полное весьма наблюдательное описание интересующих нас состояний.
Мы приводим несколько отрывков из этой книги.
«Ночью, когда я без сна лежал в постели, мимо меня непрерывно шли в мрачной торжественности процессии, как будто движущиеся фразы, изображающие бесконечные истории, такие печальные и такие торжественные, казавшиеся событиями из времён ещё до Эдипа и Приама, до Тира и Мемфиса. Одновременно изменились и мои сны. Они наступали внезапно и как будто открывали в моём мозгу действие театра, в котором разыгрывались ночные представления, превышающие все земные великолепия».
Характерна громадность переживания, изменения чувства времени.
«Ощущения пространства и времени были как бы необыкновенным образом возбуждены. Здания, ландшафты восставали предо мной в таких чудовищных пропорциях, что обычный человеческий глаз не был в состоянии объять их. Пространство вздувалось и принимало непередаваемые словом размеры. Но это беспокоило меня всё-таки меньше, чем бесконечное удлинение времени. Временами мне казалось, что в одну ночь я прожил семьдесят или сто лет, а иногда у меня было такое чувство, как будто прошло целое тысячелетие или даже такой промежуток времени, который превышает всякие границы человеческого опыта… И после пробуждения невозможно и смешно было выражать эти протяжения времени выражениями, взятыми из человеческой жизни».
Далее писатель даёт изображение виденных им фантастических сцен: «Уже несколько месяцев как ужасным врагом мне стал малаец (встречавшийся когда-то в действительности). Каждую ночь он водит меня внутрь Азии. Мучимый чувством тропической жары, испытывая на себе действие вертикальных солнечных лучей, дух мой творил все те образы - –тиц, млекопитающих, пресмыкающихся, всевозможные деревья и растения, которые существуют в тропических областях Азии… Я бросился в пагоду и в течение столетий находился в плену в её тайниках, или оказывался висящим на шпице её башни. Я был богом и жрецом. Мне молились и приносили жертвы. Шива подстерегал меня. Я бежал от гнева Брамы через все леса Азии. Вишну ненавидел. Вдруг я попал к Изиде и Озирису. Они сказали, что я совершил дело, которое заставило содрогнуться Ибиса и Крокодила. Я был замурован на тысячелетия с мумиями и сфинксами в каменных гробах, во внутренностях вечных пирамид…».
Интересно, что описание картин, которые безусловно должны быть квалифицированы как онейроидные (все те фантастические видения, которые по образному выражению писателя «творил дух») переплетаются с отдельными галлюцинарными и делириозными эпизодами. Анализ этих наблюдений показывает их соответствие современным клиническим представлениям о сменяемости онейроидных и делириозных картин в динамике интоксикационного психоза.
Мы привели несколько довольно обстоятельных литературных описаний онейроида. Менее подробные самоописания таких же состояний имеются и в некоторых других произведениях.
Отражение перенесенных психотических состояний, близких к онейроидным, имеется также в творчестве известного писателя Франца Кафки. Материалы о его жизни и психическом заболевании разноречивы и непоследовательны в зависимости от социологических, философских, религиозных и других воззрений его биографов. Мы не располагаем работами психиатров о болезни Кафки, но из монографических исследований Р.Гароди, Д.В.Затонского и особенно обстоятельной биографии Ф.Кафки, составленной его другом М.Бродом, можно в общих чертах представить историю заболевания писателя. В книге М.Брода «Ф.Кафка, биография» прямо указывается, что писатель страдал параноидной шизофренией, и периодически «его бред выглядел как грёзы, сновидения».
В романах Ф.Кафки «Процесс», «Замок», некоторых его рассказах явно выступает влияние перенесенных болезненных состояний в своеобразной странности ситуаций, алогичности действий персонажей, запутанности коллизий, своеобразном взаимопроникновении реального с фантастическим, крайней мистификации сюжетов, противоречивом сосуществовании отчуждения своего мира от изображаемого с одновременной идентификацией себя с героем произведения.
Очень хорошо влияние перенесенных болезненных состояний на произведения Кафки отметил Р.Гароди: «…он (Кафка) передаёт нам, заставляет пережить глобальное видение мира, свой способ его переживать…Кафка видит и строит мир в образах и символах, объединяя в нераздельное опыт, мечту, фикцию, даже магию, затаённые сновидения».
В пределах данной работы невозможно остановиться на всех литературных произведениях, в которых имеется определённое отражение интересующих нас психотических состояний. Можно лишь отметить, что имеются данные, указывающие, что эти состояния имели место у известного немецкого поэта Ф.Гельдерлина, писателя Е.Гоффмана, композитора Р.Шумана и др.
Мы хотели бы привести также имеющиеся данные об отражении перенесенных онейроидных состояний в произведениях живописи.
В этом плане представляет интерес творчество М.А.Врубеля, который, как известно, страдал психическими заболеваниями. Из опубликованных воспоминаний его близких и друзей следует, что в периоды психотических вспышек у художника имели место онейроидные состояния.
Лечивший художника врач-психиатр Ф.А.Усольцев (1963) писал: «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей».
В дневниках жены М.А.Врубеля – известной в своё время оперной певицы Н.И.Забелы – имеется такая запись: «…я любила слушать его рассказы о его бреде … это как волшебство, как дивный роман». А в подробных, поражающих своей наблюдательностью воспоминаниях о художнике его сестры А.А.Врубель (1963) имеются указания о том, что художник переделывал ранее законченные зарисовки своего «Демона», выражение его лица, позу, а иногда и всю композицию рисунка под влиянием болезненных переживаний, имевших место накануне.
Разумеется, трудно сказать, насколько различные врубелевские изображения являются продуктом его своеобразной творческой фантазии, а насколько отображают его фантастические болезненные переживания. Однако анализ эволюции образа врубелевского «Демона» очень хорошо отражает динамику болезненного состояния художника.
Мы рассмотрим три наиболее интересные, с нашей точки зрения, изображения Демона. Первая – «Демон сидящий» – написана в 1890г.
Здесь все выразительные средства, от элементарных до самых сложных колористических решений, служат художнику для того, чтобы убедительно передать грандиозность, величие, горькое томление Демона. Его торс атлета с могучими тяжёлыми руками, голова с огромной шевелюрой тёмных волос словно не вмещаются в холст. Очень хорошо передаёт стиль рисунка Врубеля символичность восприятия им своего героя. Окружённый скалами Демон кажется слитым с ними, вырастающим из них. Таинственная непобедимая тоска сковывает его, он тянется взором вниз. Тоска в его взгляде, в наклоне головы, в заломленных руках. Своеобразную иллюзию и как бы неземную инакость придаёт изображению особый врубелевский приём. Скалы, цветы, покрывало Демона, его лицо кажутся мозаичными, составленными из множества плоскостей, пересекающихся и сливающихся друг с другом. Единый принцип в изображении скал, ткани и тела создаёт своеобразную иллюзию их единства. (Как это хорошо иллюстрирует принятые в психиатрии характеристики особенностей иллюзорных восприятий в онейроиде).
Сопоставляя врубелевские изображения разных лет, можно отметить настойчивую тенденцию к изображению всё большей громадности, всеобъемлемости, фантастической космичности образа. В то же время в рисунках всё больше выступают динамичные линии, передающие те ощущения фантастического полёта, которые, как известно, характерны для онейроидных переживаний. Всё ярче передаётся художником не только ощущение сверхестественной скорости движения, но и ощущение фантастического, неземного мира своего героя.
В
этом отношении очень демонстративен «Летящий демон», написанный в 1899 г. На фоне снежного хребта заполняющий почти весь вытянутый узкий холст огромный демон как бы летит на зрителя. Хорошо передаются художником необычайные краски, характерные для его болезненного видения. В картине преобладают своеобразные холодные тона, блеклое синее оперение, землистое тело, коричнево-лиловатая земля.
В этом рисунке более отчётливо выступают мотивы обречённости. Демон ещё могуч, но какая-то холодная тоска источила его сердце, надломила, озлобила. Голова чуть втянута в плечи, лицо полно страшного напряжения, отчуждённости и страдания.
В последнем из рассматриваемых трёх вариантов – «Демоне поверженном», написанном в 1902 г., когда психическое состояние художника характеризуется упорной депрессией, можно заметить ещё более выраженные мотивы обречённости. Очень хорошо это отмечено в письме жены М.А.Врубеля Римскому-Корсакову: «Демон у него совсем необыкновенный, не лермонтовский, а какой-то современный ницшеанец» (В самом деле, здесь нет прежних иллюзорных красок. Самовыражение художника находят уже не столько фантастические грёзы, сколько тоска и отчаяние. Мы видим Демона уже не царящим над миром, его уже не держат в воздухе мощные крылья, он упал с огромной высоты и разбился о скалы. Правое крыло рассекло ледник и погрузилось в него. Лицо полно злобного отчаяния, непокорившейся гордыни.
Мы привели анализ этих известных произведений М.А.Врубеля, так как они очень хорошо отражают динамику состояния художника, и вместе с тем в этих работах явное отражение имеют перенесенные их автором онейроидные состояния.
Переходим к краткому анализу творчества известного литовского художника М.К.Чюрлёниса, неоднократно лечившегося и умершего в Ленинградской психиатрической больнице на Васильевском острове и страдавшего, по данным В.А.Гиляровского, шизофренией.
О жизни и творчестве М.К.Чюрлёниса имеется большая литература, но в плане психопатологического анализа его творчества имеются лишь краткие указания В.А.Гиляровского (1938) и П.И.Карпова (1926).
Мы попытаемся остановиться на произведениях этого весьма своеобразного художника и данных о его жизни, приведенных в работах искусствоведов И.Умбрасаса (1967), Ю.К.Гаудримаса и А.Савицкаса (1965), а также некоторых приведенных в разных работах данных дочери художника - Д.Чюрлёните-Зубовене.
До 25-летнего возраста М.К.Чюрлёнис занимался сочинением музыкальных произведений. В настоящее время известны некоторые из его музыкальных работ, имеющих весьма своеобразный характер, в которых часто мелодичные мотивы прерываются каким-то необычным экспериментированием, с попытками ритмического полифонизма.
С 25-летнего возраста у М.К.Чюрлёниса отмечались периодические психотические состояния, характер которых с окончательной определённостью в настоящее время по имеющимся биографическим данным квалифицировать трудно. Однако известно, что в период психотических состояний он созерцал какие-то картины, пребывал в состоянии экстаза, когда весь мир был наполнен чудесной музыкой, когда он испытывал ощущение высшей гармонии – нечто вроде слияния основных семи тонов музыки и семи цветов спектра.
В последующем художник говорил, что решил ввести в живопись ритм, который, до известной степени, помог бы ему передать в рисунке то ощущение всеобщего движения и всеобщей бесконечности, которые он испытывал в своих видениях.
И действительно, наблюдая яркие красочные картины М.К.Чюрлёниса в залах его музея в г.Каунасе, зритель испытывает ощущение пребывания в каком-то фантастическом мире грёз, охватывающих вселенную вне понятия о пространстве и времени. Эти картины оказывают чарующее впечатление на зрителя экстатичностью изображения, ощущением своеобразного музыкального ритма, созданного автором при помощи гаммы цветов и прекрасно передающего беспрерывную калейдоскопическую динамичность созерцавшихся больным художником картин создания земли, полёта гигантских фантастических существ над необъятными космическими просторами…
Мы остановимся на трёх циклах работ М.К.Чюрлёниса, которые наиболее красочно иллюстрируют интересующие нас болезненные состояния.
Это, во-первых, цикл «Сотворение мира» (1906), где, особенно во второй его половине (7-12 картины), выявляется неудержимый полёт фантазии художника. Изображая постепенное развитие и расцвет какого-то фантастического мира, М.Чюрлёнис в каждой последующей из этих картин обогащает и усложняет ритмику, усиливает цветовое звучание. Этим хорошо передаётся нарастание мажорного настроения, доходящего до гротеска.
Основная тема другого крупного цикла «Знаки зодиака» (1908) – это летнее ночное звёздное небо, его бескрайние дали. Художник даёт фантастические космические картины, которые особенно отчётливо отображают характер и содержание онейроидных переживаний. Мир созданных здесь образов и символов – это мир прозрачных силуэтов, знаков и линий, как бы растворённых в абстрактной среде трепещущих переливов холодной гаммы цветов. Динамичность, фантастическая космичность сочетаются в этих картинах с условностью образов и неопределённой многозначностью содержания.
Наконец, третий цикл М.Чюрлёниса, на котором мы хотели бы остановиться, это его так называемый «Музыкальный цикл» – его живописные «сонаты» и «прелюдии-фуги».
По своему содержанию эти работы различны, но их объединяет сходная художественная структура, в которой в определённой степени выражается идея М.Чюрлёниса о «музыкальной живописи» и, с другой стороны, здесь очень ярко отражены те трудно передаваемые особенности аффективности, которые свойственны динамике онейроида.
Здесь мы видим в первой части (аллегро) попытки передать экстатически-мажорное настроение, во второй части (анданте) – статичность, свойственная зачарованности, а в третьей и четвёртой частях (скерцо и финал) выражается то торжественное, то драматическое настроение.
В «Сонатах» очень интересно в живописной форме передаются и другие особенности онейроидных переживаний.
В рисунках выступает условное решение пространства, сопоставление разных пространственных проекций, которые как бы просвечивают насквозь или «наплывают» один на другой, сложное сочетание в одной картине как реальных мотивов, так и символических образов и знаков, многократные повторения одних и тех же мотивов в разных вариантах и масштабах. Обобщённое и символическое отражение действительности в онейроиде отражается в рисунках М.Чюрлёниса в стилизации и упрощённости реальных форм, в применении символических образов и знаков, в условном решении композиции, метафорическом сопоставлении реальных и условных деталей, в переливающемся мерцающем колорите.
Картины М.Чюрлёниса весьма полно и разносторонне иллюстрируют многие особенности онейроидных переживаний. На разборе творчества этого художника мы и закончим анализ фактического материала о художественных самоописаниях онейроида в произведениях искусства.
Есть отдельные данные и о других литературно-художественных произведениях, имеющих отношение к настоящей работе (в частности, творчество известного грузинского художника К.Пиросманишвили ).
Настоящая работа, разумеется, не может претендовать на исчерпывающий анализ всех произведений искусства и литературы, имеющих отношение к интересующей нас проблеме.
Однако, приведенный фактический материал довольно полно отображает основные тенденции в изображении перенесенных онейроидных вспышек, отражённых в литературных призведениях и живописи, что даёт возможность сделать некоторые обобщения.
Само собой разумеется, здесь необходимо избегать прямолинейного сопоставления художественных методов и стилей, а также поведения тех или иных литературных героев с принятыми в психиатрии понятиями.
До настоящего времени имеет ещё место тенденция к преувеличению возможностей психопатологического исследования для выявления истоков различных направлений в литературе и искусстве. Известны попытки анализа так называемых абстрактных и модернистских направлений в содержащих интересные фактические данные работах известных психиатров А.Эя (H.Ey, 1948), К.Конрада (K.Conrad, 1953), Г.Эвальда (G.Ewald, 1952) и др.
Нельзя исключить также несомненное влияние личностных особенностей деятелей литературы и искусства на те или иные проявления их художественного стиля, творческой манеры, а иногда и на тематику произведений. С этой точки зрения отдельные особенности творчества некоторых писателей, художников могут быть раскрыты скорее специалистом - психологом, чем искусствоведом.
Если с этих позиций рассматривать творчество литераторов и художников, перенесших онейроидные состояния, можно отметить некоторые характерные его особенности.
Построение сюжета произведения, написанного под впечатлением болезненных переживаний, передаёт их фантастичность, грёзоподобность и, вместе с тем, их необычность, «инакость», их несоответствие, несоразмерность с привычными представлениями о масштабах, длительности пространства и времени, взаимоотношениях человека с его окружением. Вместе с тем эти произведения прекрасно передают яркость переживаний, ту визуализацию картин, создаваемых болезненным воображением, которая так характерна для онейроида. Особенностью изученных произведений является калейдоскопическая динамичность, космичность сюжетов. В изображении форм и пространственных характеристик выступает тенденция к условности, расплывчатости, характерны «наплывы» одних форм на другие. В трактовке предмета на рисунке можно отметить парадоксальное гармоническое расчленение и в то же время стереотипизацию, но с оттенком необычной музыкальной ритмичности. Отчётливо выступает характерная патетичность изображения – в рисунках мы видим не просто лица людей, а скорее лики с их трагической торжественностью, отчуждённостью от реального мира. В колорите рисунка преобладают переливы тонов, то прозрачных, то мерцающих, то застывших в каком-то оцепенении. Своеобразная мозаичность, множественность ракурсов, пересекающихся и сливающихся друг с другом, столь характерные для рассмотренных произведений живописи, передают иллюзорность восприятия автором изображённых сюжетов.
Таковы основные особенности художественного творчества, раскрывающиеся при психопатологическом анализе произведений, являющихся литературно-художественным самоописанием онейроидных состояний.
Анализ этих самоописаний показывает также, что они отражают не столько отрыв психики от реальной обстановки, сколько элективное выхватывание явлений, предметов, лиц, деталей, окружающих больного, и их иллюзорную переработку «с точки зрения» доминирующих фантастических переживаний.
Что же касается психопатологической характеристики онейроида, анализ приведенных художественных самоописаний показывает неоднородность и непрерывную сменяемость форм визуализации фантастических переживаний, выступающих то в виде образно-чувственного фантастического бреда, то в виде иллюзорных переживаний, то в виде наплыва образных представлений.
Анализ художественных самоописаний онейроида показывает, что здесь имеет место патология преимущественно образно-чувственного регистра психики.
Здесь поражается способность к целостному и одномоментному восприятию мира со своеобразным восприятием мозаики или калейдоскопичной картины с её многозначностью, иллюзорностью. Иначе говоря, при данной форме патологии, столь тщательно и красочно описанной в художественных произведениях авторов, страдавших указанным расстройством, наблюдаются те проявления, которые в современной литературе относятся к правополушарной патологии мозга, обеспечивающей те его функции, которые относятся к сверхсознанию и подсознанию по П.В.Симонову и «феномену бессознательного» по К.Бравому.
Использование положений этих концепций может быть продуктивным для понимания механизмов описанной формы психической патологии. К разделу





Александр Гиновкер
Природный адаптоген и регулятор
(препараты чеснока :современное состояние )

Связь между средой обитания и человеком осуществляют питательные ве-щества и,в первую очередь,растительного происхождения.Особое место среди них занимает широко употребляемое в пищу многолетнее растение семейства луковых (Allium sativum ). Чеснок содержит более 200 биологически активных компонентов.Самым важным из них является аллиин (предшественник аллицина,небелковая серосодержащая аминокислота ),из которого под действием аллиназы (ЕС 4.4.1.4. -S-алкил - L -цистеин -сульфоксидлиаза) образуется вначале аллицин (диаллилтиосульфат) , а затем многочисленные и многообразные полисульфиды,придающие чесноку острый запах и вкус.
Исследователи открыли в чесноке соединения, названные аджоеном (название аджоен происходит от испанского аjo ,что означает чеснок) .Аджоен способен индуцировать апоптоз в лейкемических клетках человека посредством стимуляции продукции пероксидов и активации ядерного фактора каппа-В.(Таков молекулярный механизм антиопухолевого действия). Гибель клеток наступает в результате фрагментации ДНК.
Препараты чеснока обладают антитромботическим эффектом за счёт повышения фибринолитической активности (в среднем на 24%) уже в течении нескольких часов после его применения, угнетение синтеза тромбоксана (фактор активации тромбоцитов), снижения поверхностного натяжения кровяных пластинок, уменьшения вязкости крови и улучшения микроциркуляции.
Наиболее изучена антиатеросклеротическое действие чеснока. Полученные в этом направлении результаты можно разделить на две группы:
1) данные о непрямом антиатеросклеротическом действии (влияние на факторы риска атеросклероза),
2) данные о прямом воздействии чеснока на атеросклеротические поражения сосудов.
Непрямое действие ( профилактическое ) проявляется в достоверном снижении уровня триглицеринов и холестерина на 25% и повышения липопротеинов высокой плотности ( последние препятствуют отложению липидов в стенке сосудов, то есть процессу формирования атерооскле-ротических бляшек ). Снижение содержания холестерина объясняется влиянием компонентов чеснока на абсорбцию и синтез холестерина. Кроме того, чесночные препараты снижают уровень артериального давления , воздействуя на систему проницаемости клеточных мембран гладкомышечных клеток, по- давляя их пролиферативную активность.
Итак,с учетом антитромботического влияния,чеснок атакует атеросклероз по всем направлениям.
Прямой антиатеросклеротический (антиатерогенный) эффект связан с предотвращением накопления свободного холестерина,триглицеридов и особенно, эфиров холестерина в гладкомышечных клетках стенки кровеносных сосудов.Это нашло подтверждение и в клинических испытаниях. Одновременно в России и ФРГ в течение 4,5 лет проводилось рандомизированное плацебо-контролируемое двойное слепое исследование. С каждой стороны,в группу были включены мужчины, не имеющие заболеваний, не требующих посто- янного лечения, у которых в определенных участках сонных и бедренных артерий выявлены начальные признаки атеросклероза или обнаружены атеросклеротические бляжки. Состояние артерий оценивали с помощью ультрасонографии в В-режиме каждые 1,5 - 2 года. Параллельно определяли атерогенный потенциал сыворотки крови (клеточный тест по накоплению холестерина в культуре гладкомышечных клеток интимы аорты). В России пациенты получали препарат ааликор ( 2 раза в сутки по таблетке 300 мг), а в ФРГ чесночный порошок или таблетки Kwai (по 300 мг 3 раза в день) и соответствующее количество плацебо. Установлено, что чесночные препараты оказали выраженный антиатеросклеротический и антиатерогенный эффект.
Доказано и антиоксидантное действие чеснока. Серосодержащие компо- ненты чесночного экстракта ( и, в первую очередь, аллицин) снижают степень пероксидации липидов и дают выраженый гепатопротективный эффект-результат первичной редукции свободного глютатиона путем снижения активности глютатионпероксидазы и глютатионтрансферазы.
Подавляя окисление липопротеидов низкой плотности чеснок тем самым минимизирует повреждение клеток. Действие усиливается за счет присутствия селена, содержание которого в ферментированном препарате чеснока достигает, 2 мг на 100 г. продукта.
Очень привлекательным является антибактериальное и антигрибковое действие чеснока. Антибактериальный эффект проявляется в разведении 1:85000 до 1:125000 в отношении грам-положительных и грам-отрицательных микроорганизмов(стафилококки,эшерихии,микобактерии туберкулеза, возбу- дители проказы, сальмонеллы, клебсиеллы и т.д.), включая энтеротоксические линии E.Coli, резистентные ко многим лекарственным препаратам. Антибактериальный эффект падает параллельно со снижением концентрации аллицина. Существенно, что препараты чеснока оказались эффективными против кандид, аспергилл, эпидермофитов, микроспор, патогенных амеб ( Ent.Hystolytica ), лямблий, малярийных плазмодиев. Америкаеские иссле-дователи обнаружили, что препараты чеснока проявляют активность относи-тельно 139 видов зоопатогенных грибов (подавляют их активность In vitro в ми- нимальной концентрации 1:32 - 1:40). Подавляя жизнедеятельность патогенных микроорганизмов ( путем блокады тиоловых групп ферментов) чеснок не затра- гивает представителей нормальной микрофлоры кишечника. Более того, усиливает действие антибиотиков, подавляя и антибиотикоустойчивые штаммы.
Обнаружено, что экстракты чеснока эффективны против 30 штаммов мико-бактерий туберкулеза и даже тех, которые резистентны к противо-туберкуркулезным препаратам. Кроме того, препараты чеснока блокируют об- разование токсинов патогенов.Чесночные экстракты обнаружили выраженную активность против вирусов гриппа типа А и В, герпес вируса 1-го типа, вируса Коксаки В и вируса полиомиэлита.
Регулярное употребление препаратов чеснока снижает риск развития рака желудка, толстого кишечника, легких, молочной железы.
В опытах на животных показано,чтовнутривенное или внутрибрюшинное ведение препаратов чеснока в течение 14 дней значимо подавляет рост опухолей по сравнению с контрольными животными.Причем,предварительная обработка опухолевых клеток перед их имплантацией животным экстрактом чеснока ведет к полному подавлениюопухолевого роста
В последннее время появились сообщения о благотворном влиянии чеснока при заболевании суставов( в частности,при ревматоидном артрите) и язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.В последнем случае речь идет о падавлении активности Helicobacter pylory,которому в настоящее время отводят большую роль в развитии язвенной болезни.
Препараты чеснока оказывают и иммуномодулирующее действие за счет повышения функциональной активности В -и Т -лимфоцитов, фагоцитов, усиления продукции цитокинов (интерлейкинов 1,2,6,8).
Итак, чеснок и препараты из него обладают поливалентной активностью и
в итоге оказывают мощную информационнукю поддержку управляющим системам оргапнизма,предотвращая информационные шумы,идущие с генетической матрицы. Тем самым, достигается оптимальное согласование режима работы всех систем организма и его адекватное взаимодействие со средой обитания К разделу





Раиса Тартаковская
Современные подходы к диагностике
наследственных заболеваний у детей

Наследственные заболевания – это врожденные, передающиеся по наследству нарушения обмена веществ, возникающие вследствие дефекта гена. В результате этого, в организме вместо нормальных ферментов (энзимов), играющих основную роль в обмене белков, жиров, углеводов и других веществ, циркулируют неполноценные, неспособные довести обмен веществ до конца. Это приводит к накоплению в организме продуктов неполного обмена, т.е. промежуточных, которые образуют метаболические комплексы, представляющие большой вред для всего организма и, в первую очередь, для мозговой ткани.
Эта концепция английского врача А.Горрода была им сформулирована еще в 1908 году. Однако, исследования в этом направлении получили особенно широкое развитие в последние 2-3 десятилетия. К настоящему времени накоплен огромный материал по биохимической характеристике многих болезней обмена, без чего невозможна их четкая и своевременная диагностика. Ежегодно описывается несколько десятков новых синдромов, имеющих генетический характер.
Основные признаки наследственных заболеваний чаще проявляются сразу после рождения, но не всегда. Иногда первые симптомы проявляются позднее, и в этих случаях заболевание протекает латентно, имеет скрытый характер, что создает большие трудности для их выявления.
Для своевременной диагностики наследственных заболеваний предложен ряд методов. Самым первым и самым главным является клиническая диагностика, так как больные с дефектами обмена прежде всего попадают к клиницистам разных профилей. Уже в периоде новорожденности отмечается высокая температура или, наоборот, гипотермия, цианоз, рвота, судороги, вздутие живота, диаррея, отсутствие прибавки или даже потеря веса. Все эти симптомы являются важными и требуют дальнейшего комплексного клинико-биохимического обследования.
В первую очередь составляется родословная больного. Роль правильно составленной родословной подчеркивалась еще в начале века, так как ее изучение позволяет не только предположить наличие в данной семье наследственного заболевания, но и определить, к какой группе оно относится. Например, если речь идет о наследственном заболевании почек, то с помощью родословной можно отличить наследственный нефрит от дисметаболической нефропатии. Можно также предварительно заподозрить болезнь Гоше, Тея-Сакса и Нимана-Пика. После этих предварительных методов обследования необходима расшифровка имеющейся патологии обмена веществ. На этом этапе самым простым, доступным и быстрым методом диагностики является изучение метаболических скрининг-тестов. Этот метод позволяет выявить необычные (т.е. не встречающиеся в норме) продукты неполного обмена веществ, которые у больного находятся в крови, моче, а также в слюне, в слезах и в кале. Самым доступным материалом является моча, так как все патологические продукты обмена циркулируют в крови, затем фильтруются через почки в мочу и выводятся из организма. Скрининг- программы помогают диагностировать дефект обмена веществ в течение нескольких минут. Например, известно, что при болезни Тея-Сакса имеет место дефект фермента гексоминазы А, а гексоминаза В у них в норме.
В норме общая активность гексоминаз А и В состоит в их совместном взаимодействии. Суть скрининг-теста заключается в том, что гексоминаза А разлагается при температуре 600С. Сначала измеряется активность гексоминаз в моче при нормальной температуре, затем моча нагревается до 600С. Если после этого активность гексоминаз снизилась, то нет заболевания Тея-Сакса, так как это норма. А если активность гексоминаз не изменилась после нагревания мочи до 600С, значит нет влияния гексоминазы А, т.е. она отсутствует, что свидетельствует о наличии этого заболевания.
Такие скрининг-тесты разработаны почти для всех врожденных заболеваний.
Следующим этапом диагностики является ультразвуковое исследование (u/s).
Открытие этого метода в 1972 г. повысило возможности не только раннего выявления наследственных заболеваний, но и диагностировать их внутриутробно. С помощью u/s диагностируются также анатомические дефекты, например, гидронефроз и другие врожденные почечные аномалии, диафрагмальная грыжа, гидроцефалия и т.д. Все эти заболевания выявляются ещё до рождения ребенка. Преимуществом u/s является отсутствие побочных эффектов, поэтому исследования проводятся многократно.
Самым современным и наиболее точным методом диагностики врожденных дефектов обмена является исследование лизосомных ферментов. Метод был впервые описан в 1980 г. Известно, что лизосомы – это внутриклеточные образования, в которых происходит накопление продуктов нарушенного обмена веществ. Задача данного исследования заключается в выявлении этих продуктов и в их дифференциации. Используется современное оборудование, позволяющее проводить очень тонкие внутриклеточные исследования с помощью флюорогенных субстратов, а иногда и радиоактивномеченных субстратов; светооптическое изучение биоптата с последующей электронномикроскопической характеристикой.
Указанные методы, изучения лизосом клетки дают возможность подтвердить даже редкие генетические заболевания.
В настоящее время разрабатывается и уже внедрен в Израиле самый современный метод ДНК – диагностики, использующийся не только для диагностики, но и для подтверждения сущности наследственной патологии, а также для определения прогноза.
Успехи в диагностике наследственных врожденных заболеваний позволяют своевременно начать поиск радикальных методов терапии в каждом конкретном случае. К разделу

Борис Бенехис
Тенденции развития современной индустрии животноводства

Биологические аспекты

В Израиле разводят только одну породу молочного скота - израильскую голштинскую, которая была выведена в начале 30-х годов прошлого века путём скрещивания местных валдайских и дамасских коров с голландскими, а позже с американскими голштино-фризскими быками. Эта порода селекционирована для высокой продуктивности в субтропических и засушливых условиях. За последние 10 лет продуктивность повысилась с 9500 кг молока с процентом жира 3,09 и белка 3,00 в 1990 году до 11117 кг молока жирностью 3,35% и белка 3,08% в 2000 году. По уровню удоя на корову Израиль занимает 1-ое место в мире. Ежегодный генетический прогресс по удою составляет более 100 кг молока на корову. Каковы же биологические предпосылки такого прогресса?
В своё время (1968 г.) профессор Р.Вулкани (именем которого в Израиле назван научно-исследовательский центр по сельскому хозяйству) предсказывал возможность получения коров с продуктивностью 12000 кг молока в год в больших количествах. Он приводил такие обоснования, исходя из биологического потенциала животных. Например, грызуны и хищники, обладающие однокамерным желудком, производят молоко, количество которого по весу равно 1/3 веса их тела. В сравнении с этим количество молока, производимого коровой при рекордном удое, достигает лишь 1/7 – 1/8 веса её тела. Что касается воспроизводства – указанные виды многоплодны, в то время как одна корова даёт только одного телёнка в год.
По поводу кормления профессор Р.Вулкани отмечает, что при высокой продуктивности (60 кг молока в день) количество грубого корма должно быть ограничено, так как при переваривании клетчатки производится большое количество метаболического тепла. Это ограничивает усвояемость концентрированного корма, обладающего требуемой энергией и белком для производства больших количеств молока. Дополнительная проблема – снабжение большим количеством кислорода, названного проф.Р.Вулкани «огнём жизни». Это становится возможным посредством разведения коров, обладающих широкой грудью и широкими ноздрями. Резистентность к субклиническим и клиническим заболеваниям вымени, адаптация к условиям содержания и продуцирования в жарком климате при повышенной влажности, обеспечивающая продолжительное хозяйственное использование и нормальное воспроизводство – эти и другие свойства израильских голштинов являются полигенными признаками наряду с определённым влиянием внешней среды.
В начале 90 –х годов началась широкая интеграция Израиля во многие международные организации, такие как Interbull*, ICAR* и др., координирующие систему разведения голштинской и других пород молочного скота. Это вынуждает получать и обрабатывать информацию по единой методике, отправлять её в указанные организации для создания банка данных и для последующей обработки и передачи соответствующих информационных публикаций, посвящённых качественным характеристикам быков, странам – членам этих организаций. Наиболее существенным элементом в комплексе всей системы разведения является испытание и оценка быков-производителей по качеству потомства, результаты которой передаются в указанный выше банк данных для интеграции и ранжирования в общеевропейском бюллетене оценённых быков.
В Израиле принята программа разведения, в соответствии с которой ежегодно отбирают 60 молодых быков для комплектования контингента центра по искусственному осеменению. Эти быки ещё в возрасте от 2 – 3 месяцев до полугода отбираются Комитетом по разведению от самок выдающихся в стране коров – кандидатов в матери быков. Ежегодно все коровы получают оценку в соответствии с действующим индексом разведения, который по решению Interbull меняется каждые 5 лет. В Израиле, начиная с 1991 года, он претерпел трижды изменения в сторону ужесточения критериев оценки. Из всей популяции коров в эту суперэлитную группу попадают от 350 до 500 коров, а также те, что остались с прошлого отбора. Они осеменяются лучшими в мире быками. Список родившихся от них бычков дважды в год – весной и осенью – рассматривается Комитетом по разведению с целью их отбора в качестве производителей. При этом учитывается не только продуктивность матерей, но также их оценка по типу (телосложение), особенно оценка вымени, характер отёлов, плодовитость и др. Все отобранные на племя бычки подвергаются проверке на достоверность происхождения по отцовству; при этом используется метод генетических маркеров.
Основным критерием отбора молодых быков является показатель наследуемости признаков, включённый в израильский индекс разведения (PD 2000 – Predicated Difference), выражаемый в килограммах молока*.
• Молоко (кг) – откорректированное по содержанию белка, жира, количеству соматических клеток и плодовитости дочерей быков (см. индекс).
Эти быки приобретаются центром по искусственному осеменению на основании родословной их родителей, т.е. отец и мать пробанда являются превосходными по индексу селекции. Следовало убедиться, насколько точно совпадает предварительная оценка показателя наследуемости молодого быка с той, которую он получит по фактической продуктивности дочерей. Ю.Веллер и Э.Эзра (1997) исследовали достоверность такой оценки у 58 молодых быков, сравнив её с итогами оценки по результатам их испытания. Для этого рассчитали коэффициенты корреляции и регрессии сравниваемых показателей наследуемости. Установлено, что по молоку (в кг) он составлял 0,78, по жиру (в кг) – 0,77, по белку (в кг) – 0,67, по количеству молока, откорректированному в соответствии с индексом селекции, - 0,68. Коэффициенты регрессии по всем признакам были выше 1, но достоверно не отличались от 1. Тем не менее весьма спорно широкое использование молодых неоценённых быков. В программе разведения молочного стада Израиля выделяется так называемая «программа ожидания». Она основана на вводе в действие молодого быка, рэндолизированном (чтобы элиминировать влияние паратипических факторов) проведении такого количества осеменений, которое обеспечивало бы получение 100 дойных дочерей и прекращение его дальнейшего использования до получения оценки в возрасте 5 лет по фактической продуктивности дочерей. В Израиле ежегодно находятся в стадии «ожидания оценки» около 200 быков, стоимость содержания каждого из них составляет 1650 долларов. До недавнего времени от быка за период его пребывания в стадии «ожидания оценки» получали до 80 тыс. доз спермы, которую в виде гранул или паетт складировали в спермобанке в ёмкости с жидким азотом при температуре – 196о С. По решению Комитета Племенной Книги эта методика прекратила своё действие, поскольку ожидаемый генетический прогресс не покрывает расходы на заготовку спермобанка. Теперь от такого быка в возрасте от 1-го до 2-х лет заготавливают лишь 15 – 20 тыс. доз семени. После ежегодной оценки 60 молодых быков получают 5 – 6 отличных оценённых быков, остальные идут на убой в возрасте 2 – 2,5 года.
Молодые перспективные быки, получившие высокую оценку по родословной, в реестре используемых быков ранжируются на довольно высокие места в его верхней трети. Это происходит по ряду причин: изменение индекса селекции, выбытие выдающихся быков из-за заболевания крови BVD, импорту спермы отличных быков в соответствии с новым индексом селекции PD2000.
Программа «ожидания» делит всю популяцию коров на две части: 1) 25% коров осеменяются молодыми перспективными быками, отобранными от матерей и отцов, выдающихся по индексу селекции.

2) 75% коров осеменяются выдающимися, испытанными по качеству потомства быками как израильской, так и зарубежной селекции.
Большинство исследователей приходят к выводу, что программа «ожидания» гарантирует получение более высоких генетических результатов, чем программа использования быков на основании оценки их по родословной. Все страны с развитым молочным животноводством приняли для практического использования программу "ожидания", включая скандинавские страны. Несмотря на то, что в ряде стран осеменение коров семенем молодого быка производится бесплатно, а в некоторых странах фермерам даже платят за риск в результатах первой лактации дочери такого быка, большинство фермеров предпочитают использовать семя выдающихся оценённых быков.
Чтобы сравнить эффективность использования зарубежных быков и быков, рождённых в Израиле, было оценено соответственно 16 и 17 быков. У каждого из зарубежных быков повторяемость показателей продуктивности дочерей была выше 75%, не менее 30 дойных дочерей, они были выдающимися в стране своего происхождения. Израильские быки в сравнении с ними были выдающимися оценёнными быками и удостоились широкого распространения, т.е. имели более 99% повторяемости. Критерием для сравнения был индекс селекции, действовавший с 1991 по 1996 г.г., выражаемый в кг молока*:

Страна
происхождения
Количество
быков
PD91
кг молока
Израиль
17
390
Зарубежные
16
417
Разница27


Разница в 27 единиц между быками израильского и зарубежного происхождения была несущественной. Этот результат свидетельствует о том, что генетический прогресс быков израильской селекции сходен с тем уровнем, который достигнут в других странах мира и не оправдывает импорт спермы быков зарубежной селекции для осеменения коров. Кроме этого, найдены различия в продолжительности пребывания в стаде (survive) и плодовитости дочерей. Дочери зарубежных быков оставались в стаде на 130 дней меньше, чем дочери израильских быков. Быки местной селекции были лучше по количеству соматических клеток в молоке и плодовитости дочерей.
Уяснив стратегию разведения молочного скота в Израиле, следует отметить, что различная значимость признаков продуктивности и степени их наследуемости вызвала необходимость в едином критерии для оценки животного. Таким интегральным показателем стал единый индекс разведения для условий Израиля. Например, в 70-х – 80-х гг. разведение в Израиле было ориентировано на увеличение удоев молока в кг, за границей – на кг жира и белка. В начале 90-х гг. генетическое расхождение между Израилем, США и Голландией составляло около 1000 кг молока на корову в пользу Израиля и в пределах 0,2 – 0,4 процента жира и 0,2 – 0,3 процента белка в пользу названных стран. По мере изменения конъюктуры рынка на различные ингредиенты молока и его количество, а также запросов селекционного процесса по генетическому улучшению израильских голштинов, индекс селекции претерпел существенную эволюцию как по количеству признаков, так и по их удельному весу.
Удельный вес разных признаков продуктивности
в израильских индексах селекции по базисным годам
Индекс Молоко*
кг
Жир
кг
Белок
кг
Количество
соматических
клеток (тыс.в 1 мл молока)
Плодовитость
PD91 -0.274 6.41 34.85 0 0
PD96-0.274 6.41 34.85 -300 0
PD2000** -0.274 6.41 34.85 -300 26

*) молоко, откорректированное для оплаты по соответствующему индексу.
**) признаки продуктивности (молоко, жир и белок) в индексе составляют 82%, количество соматических клеток (КСК) и плодовитость – по 9% каждый.
PD2000= -0.274 х кг молока + 34.85 х кг белка + 6.41 х кг жира – 300 х log КСК + 26 х 2,5 (h2F).
Например: удой коровы за 305 дней лактации составил 11342 кг молока, %белка – 3.09, %жира – 3.16, количество соматических клеток (SCS) в 1мл молока – 432 тыс.; 26 кг молока приравнено к 1% плодовитости, 2,5 - величина наследуемости (h2) плодовитости (Fertility). Итого: 11342 кг молока, 350 кг молочного белка, 359 кг молочного жира, log 432 тыс. SCS =9, 26 – постоянная величина, 2,5 – h2F.
Индекс селекции для этой коровы составит (в кг молока, откорректированном по указанным признакам):
-0.274 х 11342 + 34.85 х 350 + 6.41 х 359 + (-300х5) + 26 х 2,5=
= -3108 + 12200+2301-1500+65 = 9258 кг молока PD2000.
Система всеобъемлющего индекса наиболее полно разработана в скандинавских странах и включает признаки продуктивности, воспроизводства, плодовитости, здоровья и оценки типа. В указанных выше странах система сбора данных очень хороша и включает разнообразные признаки. В некоторых странах, где имеет место ограниченный сбор данных, например, в США, Англии, Франции и других, нет сбора данных о здоровьи и плодовитости, в индекс селекции включаются признаки, имеющие экономическое значение. Так, в августе 2000 г. США дополнили индекс селекции – теперь, кроме признаков продуктивности, он включает и оценку типа, количество соматических клеток в молоке и продолжительность продуктивной жизни (survive) или выживаемость. В этом индексе удельный вес признаков продуктивности составляет 57% или 4/7, оценка типа – 29%, выживаемость + количество соматических клеток – 14%.
В Голландии в том же году добавили в индекс селекции показатель выживаемости с удельным весом в 1/3 от всего значения индекса. По следам Америки и Голландии пошли и другие страны – Канада, Италия, Великобритания и др.
На сессии Interbull + ICAR (26 – 31 мая 2000 г. в Швейцарии) были представлены ряд докладов, в которых был отражён и этот вопрос. В Италии удельный вес признаков продуктивности в индексе селекции составляет 60%, где кг жира – 12%, % жира – 2, кг белка – 42%, % белка – 3. Функциональные признаки и оценка типа в его структуре выглядят так: общая оценка типа – 4%, индекс вымени – 13%, индекс конечностей – 6%, продолжительность продуктивной жизни или выживаемость – 10% и количество соматических клеток в молоке – 8%.
В Германии индекс селекции включает признаки продуктивности, оценки типа, плодовитости, характера отёла и продолжительности продуктивной жизни или выживаемость. Последний признак в старом индексе по удельному весу составлял 6%, в новом индексе – 25%, имеет более широкую формулировку и включает собственно признак в прямом его значении, количество соматических клеток в молоке, глубину туловища, оценку ног, плотность прикрепления вымени спереди и лёгкость отёла. Удельный вес признаков продуктивности снизился с 56% до 50% и индекс вымени – с 14% до 5%.
Из этих и других представленных на сессии докладов следует, что продолжается процесс изменений в индексе селекции. Направление этих изменений: меньший удельный вес всех признаков продуктивности – консенсус вокруг 50 –60% и больший – по признакам здоровья вымени, плодовитости дочерей, характеру отёла и продолжительности продуктивной жизни или выживаемости (survive).
С тех пор, как животные были одомашнены для использования в сельском хозяйстве, их разведение базируется на основе отбора выдающихся производителей как отцов будущих поколений. В молочном скотоводстве система разведения особенно сложна из-за того, что признаки, имеющие экономическое значение, проявляются только у женских особей, дающих небольшое количество потомков при том, что интервал между поколениями довольно большой (5 – 6 лет). Быки, используемые для искусственного осеменения, в той или иной степени влияют на генетический прогресс. Те из них, которые оказывают существенное влияние на продуктивные качества молочного скота, используются очень широко не только в местах их пребывания, но и в других регионах и весьма отдалённых странах. Начиная с 50-х годов прошлого столетия с применением технологии глубокого замораживания спермы и её хранения в жидком азоте при температуре –1960С, расширились границы возможного распространения семени отдельных быков в любую точку мира. Например, от американского быка Санибой произведено 1,5 млн. доз семени. В настоящее время в Голландии лактируют 150 тыс. его дочерей, а его сперма использовалась ещё в четырёх странах, включая Израиль. В Израиле семенем быка Гупи произведено более 107 тыс. осеменений, у него насчитывается более 5 тыс. лактирующих дочерей, 9 тыс. тёлок и ожидается ещё несколько тысяч. За период племенного использования быка Скорер произведено 184353 осеменений. На конец 2000-го года от него лактировано 13138 дочерей, имелось 3086 тёлок и ожидалось ещё несколько тысяч приплода.
При таких масштабах использования быков очень важно выявить их генетические качества ещё в раннем возрасте, так как ошибка при его отборе чревата большими экономическими потерями. Это стало возможным благодаря генетическим исследованиям. На первом этапе эти исследования применялись для идентификации генетического родства. При упомянутых выше объёмах осеменений не исключены ошибки при их регистрации и даже при одновременном отёле нескольких коров особенно в ночное время. Это приводит к ошибкам в отцовстве многих коров, что впоследствии искажает достоверность оценки быков.
В лаборатории генетики научно-исследовательского центра «Вулкани» достоверность генетического родства определяется с помощью генетических маркеров из рода «микросателлитов». Для этого требуются образцы ДНК отца, матери и потомка. В условиях израильского хозяйства из стада выбывает около 85% коров в год. Поэтому использование коров-матерей в этой стране исключается. В лаборатории была разработана методика определения отцовства, основанная на контроле генетических маркеров только у отца и потомка. Статистическая сила генетической идентификации более высокая при использовании генетических маркеров в сравнении с методикой по группам крови и является результатом множества аллелей по каждому маркеру.
Проведенные исследования показали, что ошибки при записи происхождения составляют у коров 8,8%, у быков – 2,4%. В Голландии – 10%, в Швеции – 4%, в Дании – чуть менее 5%.
Как известно, такие признаки, как удой, содержание жира и белка в молоке и другие являются количественными признаками и имеют полигенный характер. Начиная с 1995 г. в лабораториях генетики Еврейского университета в Иерусалиме и научно-исследовательского центра «Вулкани» началось осуществление проекта по картографированию количественных генов в геноме крупного рогатого скота. Задача состояла в том, чтобы составить карту генов, влияющих на экономически важные хозяйственные признаки. Такая карта может способствовать отбору быков и быкопроизводящих коров в более ранние сроки, более обоснованно, более точно, экономичнее, чем это производится в настоящее время. Основная трудность в составлении такой карты состоит в том, что это признаки количественные и находятся под влиянием многих генов и, в значительной степени, окружающей среды. Трудно отделить влияние генов от влияния среды, и трудно различить влияние одного какого-либо гена от другого. Из-за сложности признаков, о которых идёт речь, в мире разработаны различные методики картографирования количественных генов, влияющих на эти признаки.
Для полного обзора генома крупного рогатого скота требуется 80 генетических маркеров. До сих пор в Израиле исследовано 5582 коровы по 36 генетическим маркерам. Исследовалось влияние генов по 9 –ти признакам: молоку, жиру и белку (в кг), проценту жира и белка, количеству соматических клеток в молоке, плодовитости коров, выживаемости в стаде (survive) и индексу селекции PD96 . Чёткое влияние на индекс селекции найдено у хромосом 6, 7 и 27. Более сильное влияние найдено в хромосоме 6 у дочерей быков Гольят и Мэфи. Размер этого влияния составлял 100 – 160 кг молока*. По сообщению доктора Михи Рона с соавторами (июнь 2001 г.), найдены гены, влияющие на признаки продуктивности в хромосомах 2, 6, 7 и 14. К настоящему времени найдено более 30 локализаций маркеров, влияющих на % белка, около 20 локализаций, влияющих на кг белка, более 20 локализаций, влияющих на производство молока в кг.
От применения информации о генетических маркерах, начавшееся с 2000 г. в системе разведения, ожидается увеличение генетического прогресса путём более эффективной селекции молодых быков, предназначенных для племенного использования.
Выше уже указывалось, что в мире насчитывается огромное количество коров с удоем 15-17 тыс. кг молока в год и пожизненным удоем от 100 до 170 тыс. кг молока. Современные методы биотехнологии позволяют широко использовать этот ценный генофонд для ускорения генетического прогресса в молочном животноводстве. К разделу





Маргарита Фраймович
Скрининг-методика определения факторов риска развития стресс-зависимой патологии у жителей современного промышленного города.

Условия проживания человека в крупном промышленном городе характеризуются наличием комплекса антропогенных факторов. Наиболее представлен и в большей степени изучен химический фактор – содержание химических веществ в атмосферном воздухе, почве, воде и т.д. В то же время другие факторы городской среды, определяющие суммарную антропогенную нагрузку, изучены в меньшей степени. Известно, что некоторые из них ведут к изменению психосоматического статуса городского жителя, следствием чего является рост так называемых пограничных нервно-психических расстройств: неврастении, неврозоподобных состояний и, собственно, болезней-неврозов, к числу которых относят гипертоническую болезнь, сахарный диабет, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки. В то же время, практически, отсутствуют данные об эпидемиологии болезней-неврозов в связи с экологической ситуацией, что и определило актуальность исследования.
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки была выбрана в качестве модели для изучения экологической зависимости стресс-болезней.
На основании проведенного пофакторного анализа было установлено, что среди комплекса экологических факторов, определяющих распространенность язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, наиболее значимым является городской шум.
Полученные данные об уровне невротизации жителей и выявление достоверной связи между психоэмоциональным статусом горожан и уровнем заболеваемости язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки позволяют расценивать данный показатель как объективный прогностический признак вероятности развития стресс-заболевания.
Проведены исследования и анализ следующих демографических показателей: соотношение полов, распределение жителей по возрасту, социальному составу. Был разработан опросник, включивший в себя разделы, определяющие степень физической активности, соблюдение режима труда и отдыха, характер пищевого рациона обследуемого контингента. Всего под наблюдением и обследованием находилось 1160 пациентов, страдающих язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.
Для оценки психоэмоционального статуса проводилось изучение уровня невротизации пациентов, страдающих язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, проживающих в зонах с различной степенью акустического дискомфорта, по всем возрастным и социальным группам. В исследованиях использовались:
- методика Ридера для определения уровня стресса (психосоциальной напряженности) пациентов гастроэнтерологического профиля, который оценивался как высокий, средний и низкий,
- методика оценки общего уровня невротизации и психопатизации (УНП),
- шкала тревоги Тейлор, позволяющая оценить общий уровень тревожности, а также определить, какими факторами она вызывается и в чем проявляется.
Наряду с оценкой психоэмоционального статуса проводилось изучение субъективного отношения пациентов гастроэнтерологического профиля к состоянию окружающей среды с помощью специально разработанной анкеты.
По результатам работы создана математическая модель, позволяющая прогнозировать характер течения стресс-зависимой патологии в условиях конкретной экологической ситуации, разработана технология индивидуального прогноза характера течения экозависимой патологии в связи с уровнем невротизации и видом невротических расстройств. Предложена для внедрения в практическое здравоохранение скрининг-методика для определения особенностей психоэмоционального статуса пациентов в преморбидном периоде на этапе комплексного профилактического медицинского осмотра. Вышеупомянутая методика включает в себя:
1). Оценку социально-демографических показателей, условий труда и быта исследуемых и эколого-гигиеническую характеристику района проживания;
2). Оценку мотивационных поведенческих факторов по внутрисемейным отношениям, отношениям на производстве;
3). Оценку особенностей психоэмоционального статуса обследуемого с помощью шкалы УПН и опросника Ридера;
4). Выявление и оценку отношения исследуемого к экологическим факторам стрессирования.
Данное исследование рекомендуется проводить врачам- интернистам для всех пациентов в качестве интегрального критерия для раннего, донозологического выявления предрасположенности к стресс-зависимому заболеванию. Первичный скрининг ориентирован на получение врачом итогового документа – «Карты оценки донозологического состояния пациента».
Система обследования пациента занимает 8-10 минут и построена по принципу двухэтапного скрининга. На первом этапе пациент заполняет 6 анкет опросника. Эти данные вводятся в компьютер, на выходе получают «Карту оценки донозологического состояния пациента», которая включает в себя следующие разделы:
1). Оценку функционального состояния.
2). Факторы риска.
3). Вероятные профили патологии.
4). Рекомендации по проведению дальнейших исследований.
Выделено три профиля предполагаемой стресс-зависимой патологии – кардиоваскулярный, гастроэнтерологический и нейроэндокринный. Предусмотрено три градации оценки состояния:
- наличие предрасположенности к данному профилю заболевания;
- наличие ранних признаков патологии;
- высокая вероятность развития заболевания данного профиля.
Разработанная скрининговая методика позволяет проводить массовые рейтинги населения с целью выявления контингента лиц с разным уровнем стрессового напряжения как фактора риска развития стресс-зависимой патологии и для осуществления дифференцированных профилактических мероприятий. К разделу


Владимир Печерский
Конвенциональное физиотерапевтическое лечение плюс
творческое взаимодействие в дуплексной связи
“больной - доктор”.

Общеизвестно, что человек – вместилище резервных возможностей, неосознанных регуляторов способов выполнения деятельности, обеспечивающей направленный и устойчивый характер её протекания на основе направленных непроизвольных действий в автоматизированном режиме. Неосознанная психическая активность человека, утвержает современная психологическая наука, позволяет разграничить две её формы:
1) зависящей от уже запечатлённой в мозгу информации – бессознательное;
2) устремлённую на созидание того, что никогда не было в личном опыте – надсознательное, которое может не только усваивать, но и творить.
Обе эти формы могут быть плодотворно использованы в творческом сотрудничестве больного и врача. Это относится и к физиотерапии, которая непосредственно связана с физикой, химией, электро- и радиотехникой, биофизикой, биохимией. Физиотерапия открыта и для других наук, например, для таких, как психология, постольку – поскольку она связана с основными закономерностями живой материи, свойственными человеку и его реакции на воздействие окружающей среды.
У тела свои законы. У сознания, занятого внешним миром желаний, свои законы. Но ещё Фрейд показал, что архетипы, изначальные, врождённые психические структуры, проявляясь вовне, разворачиваются и оказываются символами бессознательного, априорно формирующего активность воображения. Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Трансформация первичных бессознательных процессов играет у него роль базиса по отношению к сферам, в которых участвует сознание. Сублимация снимает напряжение в ситуации конфликта путём трансформации инстинктивных форм психики в более приемлимые для пациента (термин “сублимация” мы применяем вне психоаналитической трактовки).
Рутинная практика врача – физиотерапевта с включением в неё таких компонентов, как аутогипноз, требующий познавательной активности индивидуальный подход пациента к своему заболеванию, биопсихическая адаптация к процессу лечения, сознательная саморегуляция своего поведения в ходе сотрудничества с врачом, как показывает действительность, становится насущным требованием.
Врач стимулирует дополнительные побуждения к внутренним действиям, обладающим недостаточной мотивацией у больного. Вызывая волевые действия, он побуждает пациента к активности, лелеет в его сознании актуальную потребность в действии. При её отсутствии волевой процесс заключается в произвольном, императивном формировании дополнительных побуждений. Тут включается интеллект, т.е. способность справляться с лечебными задачами, эффективно включаться в их решение. Важно создать доминирующую систему мотивов, развить самосознание пациента. Не менее важно включить в процесс лечения и неосознаваемую психическую регуляцию важных сторон активности пациента. Но это ещё не всё. Особо важно в ходе лечения вызвать к жизни способность пациента стимулировать творчески – поисковую активность, самостимуляцию.
Лечение начинается с диагностического интервью, с распознания больного. Оно служит особым средством установления тесного личного контакта с больным, оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его болезни. Физиотерапевт должен обладать обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого. Диагност должен хорошо знать словарь своего больного и проанализировать содержание его ответов – факты, чувства, ассоциации, а также его поведение (тон, запинки, жесты, манера ходьбы, манеры жестикуляции, характер поворота головы и др.). Здесь не следует пренебрегать генетическим методом, выяснением роли генотипа в заболевании.
Но вот пройден этап диагностического интервью и начинается собственно лечение. Опишу случай фатального “бегства в болезнь”, сосредоточенности пациентки на мрачных сторонах жизни, склонности к депрессии. Репатриировавшаяся из Марокко в Израиль Н. ранее отличалась нормальным здоровьем и жизнерадостным характером. Своё свирепое заболевание колен она субъективно связывает с переездом в Израиль. На её устах – формула сослагательного наклонения: дескать, если бы я оставалась в Марокко – не заболела бы. Пациентку невозможно было подключить ни к одному из описанных выше виду психологического воздействия по принцепу дуплексной схеме “больной – доктор”. Ни одно магическое слово на иврите не действовало (пациентка знала иврит лишь “кцат – кцат”). Пришлось поисково –
Экспериментально прибегнуть к родному языку больной – французскому.
Я рассказал ей французскую сказку о том, как совершаются чудеса, если употребить волю. Я завершил свою речь французским поговорочным выражением: “C’est de difficultes qui naissent les miracles” – Трудности (т.е. преодоление их) и создают чудеса”. Знакомая с детства эта сентенция вызвала у больной мгновенное озарение и прилив энергии. Я решил закрепить мораль рассказанной сказки и в следующий раз воспроизвёл другую сказку, которая завершалась словами: “Charite bien ordonnee commence par soi – meme” – Хорошо проявленное милосердие начинается с самого себя.
Без преувеличения можно сказать, что этот вербальный приём оказался ключевым и продуктивным. От “бегства в болезнь” пациентка плавно, без нервных перебоев переходила в стадию “значение – для – меня”. Лечение приобрело для неё субъективную ценность и остро личное значение. Вылечиться, своей волей совершить чудо, как в сказке детства, когда веришь в казалось бы несбыточное – стало неустранимой программой жизни пациентки.
Драматически проявлявшаяся констатация “потери себя” и утраты смысла существования сникала, как дым, как утренний туман. Отчаяние сменилось динамической смысловой системой, в основе которой воля к жизни. Создавалась доминируящая система мотивов, интересов, убеждений. Здесь, вестимо, просматривается неосознаваемая психическая регуляция некоторых важных сторон активности пациентки. Врачебная мозговая атака стимулировала творческую активность больной в виде бессознательных реминисценций фразеологических оборотов и образов того времени, когда пациентка была здорова, добра, жизнедеятельна, активна. Отныне она не только выполняла предписанья доктора, но и всей умственной, физической энергией действовала в одном направлении с ним – в направлении поисковой активности и саморегуляции.
Поборов, казалось бы, фатальную нерешительность, тревожность и упрямую склонность к депрессии, пациентка вышла победительницей в сражении с болезнью. Чудо свершилось.
Подключение надсознания к собственному организму становится значимым моментом в физиотерапевтическом лечении различных болезней, в частности, всевозможных огрехов опорно – двигательного аппарата, различных форм вульгаризированно = неестественного “языка тела”. Проблема осанки приобретает особые значение и смысл. Как подправить “горбатую“ осанку, которую молодые люди как будто “зубами держат”, как “снять замки”, мышечные зажимы, которые не устранить без снятия психического зажима?
Как избавиться от плоскостопия, улучшить гибкость бедренных суставов, эстетизировать фигуру человека? Для этих не всегда собственно физиотерапевтических проблем вмешательство во внутреннюю картину означает снятие барьеров. Подключение к надсознательному началу способствует тенденции к восстановлению здоровых родовых признаков. Надо помочь природе, которая с готовностью идёт нам навстречу. Недаром французская поговорка гласит : Chassez le naturel par la porte, il revient par la fenetre – Гони природу в дверь – она влетит в окно.
Физиотерапевту надо обладать искусством немного сказать, но заставить о многом задуматься.
Когда ко мне приходит пациент, я сходу не спрашиваю, что у него болит.
Я даю ему возможность вволю высказаться. Так я выявляю его “Я - концепцию“ – образ его собственного я, выступающего как установка по отношению к самому себе. Эта установка включает образ его качеств, способностей, внешности, социальной значимости, а также эмоциональную сторону – степень самоуважения или самоуничижения; наконец, для меня интересен оценочно – волевой аспект пациента , например, наличие или отсутствие стремления повысить самооценку, завоевать уважение. Я мысленно составляю
Я - концепцию: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким пациент желал бы стать, если бы это оказалось возможным). Я - концепция отрицательного ореола или положительного ореола – важный структурный элемент облика пациента, на основе которого я выбираю способы и приёмы лечения его болезни.
Во врачебной практике физиотерапевта нередко встречаешься с синдромом анормального физиологического нарциссизма (это не нормативный диагноз, а больше житейское определение), когда приобретённый физиологический порок становится для человека не только и не просто привычным явлением. Мы наблюдаем привязанность человека к своему несовершенству, отсутствие потребности в том, чтобы посредством лечения вернуть природу на своё место. В “Западно – восточном диване” Гёте сказано (любимое четверостишие Зигмунда Фрейда):

Жизнь расходуй как сумеешь.
Но иди своей тропой.
Всем пожертвуй, что имеешь,
Только будь самим собой.

В этом случае “Я” является нашим сотрудником, и это происходит даже тогда, когда оно неосознанно. Движущие силы, содействующие нам в работе – это стремление пациента к подчинению природе, т.е. к выздоровлению, и его интеллект, которому врач поможет своим толкованием.
Всё сказанное – это попытка изучения и применения требующих познавательной активности пациента продуктивных творческих компонентов.
Итак, мы видим, что пациент, ищущий выхода из своего заболевания, проявляет интерес к личности врача. Он углубляется в поставленные лечением задачи, он поражает врача уверенностью своих толкований, и доктор с удовлетворением констатирует, с какой готовностью больной воспринимает психологические новшества. Хорошему взаимопониманию во время аналитической работы “больной – доктор” соответствует улучшение состояния пациента. Такое лечение требует от врача и от больного большого труда. Больной должен выполнить свою часть труда, а врач поможет ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле. Наверное, поэтому Фрейд говорил, что психоаналитическое лечение является чем – то вроде довоспитания.
Так мы вырабатываем единую систему соподчинённых друг другу мотивов с целью результативного физиотерапевтического действия К разделу