Прорицатель
Императорского Двора.
«Чудеса не противоречат законам
природы, они лишь противоречат нашим
представлениям о них», – утверждал в I
веке христианский теолог Августин Аврелий,
а вслед за ним в IX-м
веке учёный – материалист Людвиг
Фейербах.
В годы царствования
Екатерины II
в российском государстве жил монах Авель,
который с поразительной точностью
предсказывал исторические события,
происходящие в России и
мире. Когда он предсказал смерть самой
императрицы (она должна была умереть в
туалетной комнате), прорицатель
был заточен в Шлиссельбургскую
крепость. За свои предсказания он
провёл в тюрьмах в общей
сложности … 21 год.
Имя монаха можно найти в
самых авторитетных дореволюционных
словарях и энциклопедиях. У Брокгауза,
Граната, в Русском биографическом словаре,
издававшемся Императорским Историческим
обществом, есть ссылки на
него как на предсказателя. А в
журнале "Русская старина" за 1875 год
были опубликованы его записки "Житие и
страдание отца и монаха Авеля".
Эта удивительная
книга написана в 20-х годах XIX века,
примерно за двадцать лет до его кончины,
однако в ней прорицатель почти точно
предсказал свою
собственную смерть. На это есть указание в
начале этих записок:
"Сей
отец Авель родился в северных странах, в
Московских пределах, в Тульской губернии,
Алексеевской округи, Соломенской волости,
деревне Акулово, в лето от Адама семь тысяч
и двести шестьдесят и пять годов (7265), а от
Бога Слова в одна тысяча и семьсот
пятьдесят и семь годов (1757). Зачатие ему было
и основание месяца июня и месяца сентября в
пятое число; а изображение ему и рождение
месяца декабря и марта в самое
равноденствие: и дано имя ему, якоже и всем
человекам, марта седьмаго числа. Жизни отцу
Авелю от Бога положено восемьдесят и три
года и четыре месяца; а потом плоть и дух его
обновится, и душа его изобразится, яко Ангел
и яко Архангел..."
Он
ошибся совсем на немного, прожив 84 года 8
месяцев. В приведённом выше отрывке
обращает на себя внимание указание на
зачатие. Словно предсказатель специально
давал «сведения» будущим
астрологам для расчёта своего гороскопа.
Итак, монах Авель, в миру
Василий Васильев, родился в марте месяце 1757
года в деревне Акуловой Тульской губернии вотчины
князя Льва Нарышкина. Родители его были
крепостные крестьяне, занимались
земледелием и коновальной работой, обучив
этому ремеслу сына. Учиться грамоте
он стал лишь в 17 лет, что для крестьян и
мастеровых вообще было большой редкостью.
В то
время он работал плотником в разных городах
страны. В Кременчуге и Херсоне строил
корабли. Здесь же, в Херсоне заболел тяжёлой
болезнью, от которой многие умирали.
После «чудесного» выздоровления в
благодарность Богу стал просить отца с
матерью дать ему разрешение уйти в
монастырь, но не получил от них на то
благословения. Тогда в 1785 году
он тайно покидает свою деревню, и,
добравшись до Валаамовского монастыря,
принимает в нём «постриг»
с именем Адама.
Однако в монастыре Авель
прожил только год. Затем, получив
благословение от игумена, он уходит жить в
пустыню, расположенную на том же острове,
недалеко от монастыря. Там, в марте 1787 года,
ему было первое видение, когда два ангела
дали ему великий дар прорицания будущего и
велели сообщать "избранным", что им
предстоит. После этого, как написано с его
собственных слов в "Житии и страдании",
ему было еще одно "дивное видение и
предивное" с полуночи 1 ноября 1787 года,
которое продолжалось "как не меньше
тридесяти часов".
С того времени он начал
писать и сказывать, "что кому вместно".
Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив
там недолго, стал ходить по разным
монастырям и пустыням. Предпринял поход в
Царь-град чрез города Орел, Сумы, Харьков,
Полтаву, Кременчуг и Херсон. За 9 лет он
обошел многие "страны и грады, сказывал и
проповедовал волю Божию и Страшный Суд Его".
Осев
позже на послушание на Волге в Николо –
Бабаевском монастыре Костромской епархии (в
Костроме был помазан на царство первый
Романов), занялся сочинительством. В этой
обители "и написал он книгу мудрую и
премудрую", где говорилось и о
царствующей императрице Екатерине II, – что
жить ей осталось восемь месяцев и что умрет
она скоропостижно. Было это в конце февраля
1796 года.
Как
послушный монах, Авель показал свои записи
настоятелю, после чего был направлен к
епископу Костромскому и Галицкому Павлу.
Авель говорил епископу, что книгу свою
писал сам, не списывал, а сочинял из видения;
ибо, “…будучи в Валааме, пришед к заутрени
в церковь, равно как бы апостол Павел
восхищен был на небо и там видел две книги и
что видел, то самое и писал... “
На
допросе в «Тайной Экспедиции», 5-го марта 1796
г., Авель дал следующие показания:
"Вопрос:
Какой тебе год, и откуда был глас, и в чем
он состоял?
Ответ:
...Был ему из водуха глас: иди и рцы ей
северной Царице Екатерине: царствовать она
будет 40 годов. Посем же иди и рцы смело Павлу
Петровичу и двум его отрокам, Александру и
Константину, что под ними бeдет
покорена вся земля. Сей глас слышен им был в
1787 году в марте месяце. Он при слышании сего весьма
усумнился и поведал о том строителю и
некоторым благоразумным братиям.
Вопрос:
Отобранные у тебя тетради, кто их писал, ...с
каким ты намерением такую нелепицу писал,
которая не может быть ни с какими правилами
согласна? Кто тебя к сему наставлял?
Ответ:
Означенныя полууставныя книги писал я в
пустыни, которая состоит в костромских
пределах близ села Колшево (помещика
Исакова) и писал их наедине. ...Девять лет как
принуждала меня совесть всегда и
непрестанно об оном гласе сказать Ея
Величеству и их Высочествам; ...почему
вздумал написать я те тетради и первые две
сочинил в Бабаевском монастыре в десять
дней, а последния три в пустыни".
Есть
сведения, что Авеля потом водили к самому
генерал-прокурору графу Самойлову. Тот
прочел в книге, что монах
через год предсказывает скоропостижную
смерть царствовавшей Екатерине II,
за что ударил его по лицу и сказал: "Как
ты, злая глава, смел писать такие слова на
земного бога".
Как
отмечают современники, отец Авель стоял
перед ним “в благости и Божественных
помыслах”. Отвечал тихим голосом со
смиренным взором: "Меня научил писать
эту книгу Тот, Кто сотворил небо и землю, и
вся яже в них". Генерал решил, что перед
ним просто юродивый, и посадил его в тюрьму,
хотя Государыне все-таки
доложил о нем.
Услышав
год и день своей смерти, Екатерина II была в
истерике, и 17 марта 1796 года по ее указу Авель
был заключен в Шлиссельбургскую
крепость "под крепчайший караул".
В указе отмечалось, что "за сие
дерзновение и буйственность" он
заслуживает смертной казни (что
соответствовало тогда законам империи),
однако известная своим великодушием
императрица "облегчила строгость
законных предписаний".
Не
были уничтожены и его записи: "А
вышесказанные писанные им бумаги
запечатать печатью генерал-прокурора,
хранить в Тайной Экспедиции"...
Императрица скоропостижно скончалась 6
ноября 1796 года, – точно в день, означенный в
бумагах бывшего монаха. На престол взошел
Павел Петрович (Павел I).
Сменился и генерал-прокурор, им стал князь
Куракин. Разбирая секретные дела
последнего года, он нашел среди них бумаги
Авеля и был поражен верностью предсказания.
12 декабря 1796 года прорицатель был
освобождён из заключения и доставлен в
столицу, а 13 декабря книга Авеля была
отнесена Павлу I.
Вскоре состоялась их личная
встреча.
Следует
отметить, что, по мнению ряда историков,
Екатерина II,
будучи великой императрицей, не была самой
примерной матерью. Взаимоотношения с сыном
у неё были достаточно сложные и, взойдя на
престол, Павел I
многое сделал наперекор тому, что делала в
своём правлении его мать. Вследствие этого
встречу царя с
предсказателем, можно считать в
определённой степени «знаковой». Не говоря
уже о том, что далеко не каждый захотел бы
встретиться с провидцем, чтобы узнать, «что
ему на роду написано».
Их
разговор подробно описан в брошюре "Житие
преподобного Авеля прорицателя",
выпущенной недавно (в 1995 году) Свято-Троицким
Ново-Голутвинским монастырем. Вот
небольшой отрывок оттуда:
«…– Честный
отец, – промолвил Император, – о
тебе говорят, да я и сам вижу, что на тебе
явно почиет благодать Божия. Что скажешь ты
о моем царствовании и судьбе моей?... Назови
поименно преемников моих на престоле
Российском, предреки их судьбу.
– Эх, Батюшка-Царь! – покачал
головой Авель – Почто себе печаль
предречь меня понуждаешь?
–
Говори! Все
говори! Ничего не утаивай! Я не боюсь, и ты не
бойся.
– Коротко
будет царствование твое, и вижу я, грешный,
лютый конец твой. На Софрония
Иерусалимского \день памяти 11 марта\ от
неверных слуг мученическую кончину примешь,
в опочивальне своей удушен будешь злодеями,
коих греешь ты на царственной груди своей. В
Страстную субботу погребут тебя... Будут
поносить добрую память твою... Но народ
русский правдивой душой своей поймет и
оценит тебя и к гробнице твоей понесет
скорби свои...».
Предсказал
Авель царю, что после смерти Павла, трон
наследует его сын Александр, а после него
другой сын – Николай, начало правления
которого, бунтом обернётся. Дошёл в
предсказаниях до правнука – Николая II,
которому предрёк мученическую смерть.
Император
попросил монаха изложить пророчество
письменно, повелев вложить его в
специальный конверт, который запечатал
личной печатью, и собственноручно написал
на нём: «Вскрыть потомку нашему в столетний
день моей кончины». Конверт поместили в
большой узорчатый ларец, заперев на ключ и
скрепив печатью царя, после чего
поставили ларец в особое место на
пьедестал в зале Гатчинского дворца, где
предсказание стало ожидать своего часа…
Своим
указом от 14 декабря 1796 года
император отпустил провидца в
монастырь, для нового пострижения в монахи.
Именно там, при втором пострижении, он и
получил имя Авель. Произошло это в Невском
монастыре (будущая Александро-Невская
лавра).
Там
можно было бы жить монаху
тихо и мирно, но «мятущийся» дух его
вновь не спокоен. Через
год Авель самовольно уезжает
в Москву, прорицает там людям за деньги,
затем возвращается в монастырь, но не в
столицу, а на Валаам и... там пишет новую
книгу пророчеств, в которой
говорится и о скорой трагической
кончине Павла I.
Свою
книгу снова показывает
настоятелю... Документы нового следствия (митрополита
Амвросия) сообщают, что "написано
тайная и безвестная, и ничто же ему не
понятна". Но дело закрутилось. По
распоряжению С.–Петербургского
военного губернатора Палена (одного из
будущих убийц императора) 26 мая 1800 года
Авеля в оковах препровождают в
Петропавловскую крепость, «за возмущение
душевного спокойствия его величества»,
где долгих 10 месяцев он вновь находится в
заточении.
С
вступлением на престол Александра I “возмутитель
спокойствия” был освобожден и отослан в
Соловецкий монастырь, без права покидать
его. Но не долго пользовался он
относительной свободой. В 1802 году провидец
пишет третью книгу, в которой, уже ясным
слогом, поведал, что «Москва в 1812 году
будет взята французами и сожжена».
Книга
дошла до нового императора, Александра I, и
снова посадили монаха в местную островную
тюрьму (теперь уже на Соловках), на этот раз
с формулировкой "пока не сбудутся его
предсказания". Здесь пришлось провести
ему в неволе десять лет и девять месяцев.
Кутузов
оставил Москву (без разрешения Александра I)
14 сентября 1812 года. Наполеон в Москве...
Александр I
вспоминает о прорицателе и по высочайшему
указанию от князя Голицына из Санкт-Петербурга
летит в Соловки письмо: "Монаха Авеля
выключить из числа колодников и включить в
число монахов на всю полную свободу. Ежели
жив, здоров, то езжал бы к нам в Петербург; мы
желаем его видеть и нечто с ним поговорить".
Письмо,
пришедшее на Соловки 1 октября (в самый
Покров), содержало также особую приписку:
“Дать отцу Авелю на прогон денег, что
должно до Петербурга, и вся потребная”.
Получив это послание, игумен Илларион
испугался, что Авель расскажет многое
неприятное для него лично (держали
провидца в смертной тюрьме), поэтому
отписал, что тот болен.
На
этот раз император не умолим. Он шлёт Синоду
другой указ: “Авеля из Соловецкого
монастыря выпустить, дать ему паспорт во
все российские города и монастыри, снабдить
деньгами и одеждой”. Указ пришлось
исполнить. 1 июня Авель вышел из стен
монастыря и вскоре явился в столицу.
Государь в это время был за границей, и
прорицателя с
почетом принял его помощник князь А.Н.
Голицын (человек благочестной и
боголюбивый).
В 56 лет
монах оказался на свободе, и, будучи ещё
достаточно крепким, пустился в путешествия
по святым местам, побывал в греческом Афоне,
Царьграде-Константинополе,
Иерусалиме. Жизнь научила его многому.
Сохранилась часть переписки предсказателя
с графиней П.А. Потемкиной, которая была ему
покровительницей и помогала
материально.
В
одном из писем графиня просит сообщить что-либо
из его пророчеств. В ответ он написал: "Знаете
ли, что я вам скажу: мне запрещено
пророчествовать имянным указом. Так
сказано: ежели монах Авель станет
пророчествовать вслух людям или кому
писать на хартиях, то брать тех людей под
секрет, и самого монаха Авеля тоже, и
держать их в тюрьмах или острогах под
крепкими стражами. Видите, Прасковья
Андреевна, каково наше пророчество или
прозорливство”.
Путешествовал
прорицатель семь лет, до 1820 года, после чего
возвратился в Москву и поселился в Троице-Сергиевой
Лавре, где жил тихо, разговаривать не любил.
Вот что писал о нём современник Л.Н.
Энгельгардт в своих «Записках»: “…Авель
долго находился в Троице-Сергиевой лавре в
Москве, и многие из моих знакомых его видели
и с ним говорили: он был человек простой … и
угрюмый. Многие барыни, почитая его святым,
ездили к нему, спрашивали о женихах их
дочерей, он им отвечал, что он не провидец, и
что он только тогда предсказывал, когда «вдохновенно
было велено что говорить»”. Впрочем,
сведения о его жизни по возвращении весьма
противоречивы.
В
конце жизни судьба вновь играет с ним злую
шутку. Он опять попадает в царскую
немилость, и по приказу Николая I “для
смирения” заключается в Суздальский
Спасо-Ефимовский монастырь, где проводит
остаток дней. Монастырь, служащий острогом
для духовных и светских лиц, становится
последней обителью провидца.
Умер он 29 ноября 1841 года. Но
что удивительно: 18 марта 1877 года (через 36 лет
после его смерти и ровно через 120 лет от
рождения) на другом конце земного шара, в
американском городке Нашвилл (штат Теннеси)
родился известный всему миру ясновидящий
Эдгар Кейси. Известно, что он очень
интересовался судьбой России и сделал
немало точных предсказаний: точные начала
обоих мировых войн, битвы на Курской дуге,
крах фашизма, а за несколько месяцев до
смерти (он умер 3 января 1945 г.) точно
предсказал год распада… СССР.
Лазарь Модель.
|