ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ - Мариам Самари
К СТОЛЕТИЮ КИШИНЁВСКОГО ПОГРОМА - Яков Вайнштейн
/ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ
История нашего народа перемешана радостями и болями. Еще вчера мы праздновали веселый Пурим, а сегодня уже вспоминаем о трагедии в Кишиневе в 1903 году. Приближается апрель. В этом году еврейская общественность всего мира будет отмечать печальную годовщину - сто лет со дня кишиневского погрома.
Было убито 49 человек, ранено 586, госпитализировано 84, амбулаторно лечились 354. Разгромлены полторы тысячи еврейских домов и 660 лавок.
Это ужасающее событие произошло на Пасху - 6-8 апреля 1903 года - и потрясло не только весь еврейский мир, но и многих цивилизованных людей России и других стран. После погрома в Кишинев приехал выдающийся еврейский поэт Хаим-Нахман Бялик. Под впечатлением увиденного он написал поэму "Сказание о погроме". Это был ошеломляющий поэтический документ, который пролил свет на те ужасающие картины правды, которые не поддаются объяснению.
…встань и пройди по городу резни,
и тронь своей рукой, и закрепи во взорах
присохших на стволах, и камнях, и заборах
остылый мозг и кровь комками: то - они…
Именно кишиневский погром привлек русско-еврейского поэта Владимира (Зеэва) Жаботинского к сионизму и вызвал вторую волну репатриации в Эрец Исраэль. Волна антисемитских выступлений катилась по всей стране до 1906 года и вынудила сотни тысяч русских евреев к эмиграции в США.
История каждой еврейской семьи тесно переплетается с теми событиями, которые произошли в стране, где мы жили. В наших сердцах живы те, кто растерзан в погромах, расстрелян фашистами, погиб в гетто.
Конечно, есть среди нас и такие, кто хочет забыть о страшных событиях, вычеркнуть их из памяти, чтобы жить тихо и спокойно. Но сама наша жизнь не даст нам этого сделать. Есть праздники, есть и дни траура. И если мы веселимся вместе, то и в трауре должны быть вместе.
В Ашдоде это стало традицией - ни одно событие еврейского народа не оставлять без внимания. Вот и на этот раз нашлось много энтузиастов, поднимающих вопрос о том, чтобы создать исторический фонд о погибших в кишиневском погроме.
Одним из зачинателей фонда является Яков Вайншейн. Дед его матери - Ноех-Янкель Гершкович Макадзиоб был убит во время второго погрома в Кишиневе - в 1905 году. Яков предлагает всем, кто заинтересован в увековечивании памяти о предках, погибших не только в кишиневских погромах, связаться с ним, чтобы вместе создавать этот фонд, по адресу: 77497, Ашдод, ул. Амелех Шломо - 21/4.
Но это событие не может ограничиваться только энтузиастами. И важно, что это понимают в городском совете Ашдода. По инициативе депутата Аркадия Бровера создана комиссия по проведению Дней памяти жертв кишиневского погрома.
- Настоящее не менее трагично. Стоит ли ворошить прошлое? К тому же сейчас, когда в стране полный экономический хаос? - с такими вопросами обратилась я к Аркадию Броверу.
- Несмотря на сложное экономическое положение сегодняшнего дня, на дальнейшие трагические события в судьбе еврейского народа в 20-м веке, мы считаем, что случившееся в Кишиневе 100 лет назад, является важной датой в истории евреев Бесарабии, евреев Российской империи и, как следствие этого, важной исторической датой в становлении еврейского ишува. Мы хотим, чтобы память об этом не стерлась ни в нашем сознании, ни в сознании будущих поколений. Ведь трагические события в Кишиневе, а затем цепь погромов в Белоруссии, России, на Украине способствовали росту самосознания еврейских масс, алие в Эрец Исраэль.
- Кто входит в комиссию кроме Вас?
- Михаил Зайдман - председатель Ашдодского землячества выходцев из Молдовы, Ицхак Габой - управляющий делами муниципалитета, Давид Дваш - начальник отдела "Мокед", Лариса Ланина - депутат муниципалитета, Елена Протасеня - председатель Союза общественных организаций Ашдода, Яна Ханина - руководительница амуты "Альфа-Ашдод-Просперити". Конечно, без добровольных помощников нам такое важное и серьезное дело не осуществить на должном уровне. К счастью, добровольцев достаточно много, а это значит, что трагедия нашего народа никогда не будет забыта.
- Что намечается в плане?
- Один из основных и, пожалуй, самых трудоемких вопросов - создание памятника - мемориала жертвам погромов на территории бывшей Российской империи. Скульптор - преподаватель академии художеств Бецалель - Мирьям Гамбурд, архитектор - Виктор Дибров. Памятник создается в основном на различные пожертвования и будет установлен у южного въезда в Ашдод.
Первого мая планируется провести в нашем городе научно-теоретическую конференцию, в которой примут участие и представители академических кругов из Молдовы и Израиля.
23 июня исполняется 150-летие со дня рождения В.Г.Короленко - писателя, журналиста, чей гневный голос протеста против погромов и притеснений еврейского народа нашел поддержку у мировой общественности. В связи с этой датой в Ашдоде пройдут Короленковские чтения, а затем будет посажено дерево памяти в честь этого Гражданина и Человека.
- А будет ли это страшное событие как-то отмечено в Кишиневе? Или евреев нет - и памяти нет?
- Во-первых, евреи все-таки еще остались в Кишиневе. Во-вторых, в Кишиневе состоятся мероприятия по открытию памятника жертвам погрома. Наконец, в-третьих, Указом Президента Молдовы господином Ворониным 7 апреля объявлен Днем Национального Примирения. Мы предполагаем, что в эти дни некоторые ашдодцы посетят Кишинев. К сожалению, материальную помощь для полета в Молдавию с нашей стороны мы выделить не можем.
- Да, как-то странно звучит: День Национального Примирения. Сколько же надо вынести нашему народу, чтобы даже такой день - погрома и уничтожения - был в дальнейшем назван День Национального Примирения? Не знаю, как для других, но в моей душе еще не созрело такое примирение. Вероятно, со временем все пересматривается и ставится в какие-то рамки. Только вот как быть с душой?
- А я бы не хотел на такой пессимистической ноте заканчивать нашу беседу. Ведь неважно, как будет назван этот день там. Важно, как мы его ощущаем здесь. Не забываем ли наших корней, помним ли историю нашего народа, умеем ли передать память своим потомкам. А жить надо сегодняшним днем и делать все, чтобы такие дни оставались только в памяти.
Мариам Самари
/
К СТОЛЕТИЮ КИШИНЁВСКОГО ПОГРОМА
Приближается начало апреля, когда еврейская общественность всего мира будет отмечать печальную годовщину – столетие первого кишинёвского погрома. Он произошёл на Пасху, 6 – 8 апреля 1903 года и ужаснул не только весь еврейский мир, но и многих цивилизованных неевреев, в т.ч. Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко. Было убито 49 человек, ранено 586, госпитализировано 84, амбулаторно лечились 354. Разгромлены полторы тысячи еврейских домов и 660 лавок.
После погрома в Кишинёв приехал выдающийся еврейский поэт Хаим-Нахман Бялик и под впечатлением увиденного написал поэму «Сказание о погроме», которая ошеломила читателей.
…Встань и пройди по городу резни,
и тронь своей рукой, и закрепи во взорах
присохший на стволах, и камнях, и заборах
остылый мозг и кровь комками: то – они.
…спроси, и проплывут перед тобой картины:
набитый пухом из распоротой перины
распоротый живот – и гвоздь в ноздре живой;
с пробитым теменем повешенные люди;
зарезанные мать и с ней, к остылой груди
прильнувший губками ребёнок, - и другой,
другой, разорванный с последним криком «мама» -
и вот он – глядит недвижно, молча, прямо
в мои глаза и ждёт ответа от меня.
И загляни ты в погреб ледяной,
где весь табун во тьме сырого свода
позорил жён из твоего народа –
по семеро, по семеро с одной.
Над дочерью свершалось семь насилий –
и рядом мать хрипела под скотом;
бесчестили пред тем, как их убили,
и в самый миг убийства, и потом…
Именно кишинёвский погром привлёк русско-еврейского поэта Владимира (Зеэва) Жаботинского к сионизму и вызвал новую волну ; репатриации в Эрэц Исраэль – Вторую алию. Этот погром и сотни других погромов, которые прокатились до 1906 года по всей России, вынудили сотни тысяч русских евреев к эмиграции в США.
Мой прадед, дед моей матери по материнской линии, Ноех-Янкель Гершкович Макадзиоб 1860 года рождения был убит в Кишинёве во время второго кишинёвского погрома в октябре 1905 года. Он стоял на крыше своего дома на улице Каменоломной, 17, куда поднялся, чтобы её отремонтировать. А проходившие по улице черносотенцы заметили его, выстрелили и сразу убили его. Вот так его жена, Мася-Миндель Абрамовна (девичья фамилия Крейдман) 1864 года рождения стала &n bsp; вдовой с восемью детьми. Одной из самых младших была моя бабушка Цивья (Циля), родившаяся в 1899 году. А я живу уже шесть лет в Израиле, в Ашдоде.
История еврейского народа и история моего рода переплетены очень тесно. Это касается не только погромов, но и гибели около двадцати человек во время оккупации фашистскими войсками в начале Великой Отечественной войны, и пребывания в гетто, и участия в самой войне как на фронте, так и в тылу, а после войны – всякого рода ущемления по пятой графе. И не только это.
А сейчас я думаю, что есть ещё люди, предки которых тоже были убиты в кишинёвских погромах и знают эти обстоятельства. К этим людям я обращаюсь: вспомните эти подробности и напишите об этом, чтобы это сохранилось для ИСТОРИИ.
Яков Вайнштейн
|