Очерк истории Ашдода
Елена Протасеня
История
Ашдода связана с тремя археологическими объектами:
- Тель-Ашдод, большой курган высотой 15 метров, примерно в 6
километрах к юго-востоку от современного Ашдода;
- Тель-Мор, расположен на северном берегу реки Лахиш, примерно в 1 километре от
моря и в 7 км от Тель-Ашдода;
- Ашдод-Ям, расположен на морском берегу на территории Ашдода, напротив
современных районов «юд-алеф» и «тет-вав»,
там, где видны остатки крепости.
Самое древнее свидетельство о проживании человека в районе Ашдода – наличие в
раскопках обработаных камней, орудий охоты и хозяйства, возраст которых
определяется примерно в 300000 лет. Это древнекаменный период - нижний палеолит.
Найденные тысячи кремниевых орудий – наконечники стрел, лезвия ножей, топоров и
др. -указывают на постоянное присутствие древнего человека в этом районе,
который занимался охотой, рыболовством, собирательством.
Только в культурных слоях, относящихся к периоду неолита, (примерно 10000 – 6500
лет назад) появляются находки, свидетельствующие о переходе к оседлому образу
жизни, появлению земледелия и скотоводства – остатки орудий
сельскохозяйственного труда и керамики.
Раскопки показали, что уже в период хальколита (медно-каменный, 4500-3500 до н.э.)
район густо заселен.
В период средней бронзы (17-15 века до н.э.) на «морской дороге» (важнейший путь
торговых караванов, соединявший три континента – Европу, Азию и Африку)
возникает большое количество городов.
Основание укрепленного города Ашдод можно отнести ко второй половине 17 века до
н.э. В это время строится Верхний город (Хакра или Акрополь).
В период поздней бронзы (15-13 века до н.э.) существует активная торговля Ашдода
с Кипром и островами Эгейского моря.
В архивах Угарита в 14в. до н.э. находим первое письменное упоминание об Ашдоде.
В Угарит торговцы из Ашдода («адодим») привозили окрашенные в пурпур шерстяные
трани. Видимо, ткани провозили через древний порт Ашдода – Тель-Мор, основанный
в 16 в. до н.э.. В Угарите также постоянно жила большая группа торговцев из
Ашдода.
Конец 13- начало 12 в.в. до нашей эры был одним из периодов "великого
переселения народов". На территории древних цивилизаций вторглись племена с
Балканского полуострова и Малой Азии, на своем пути завоевав Хеттское царство,
Угарит, Кипр. Далее они сушей и морем двинулись на Египет.
Но египетские фараоны Мернептах (XIX династия) и Рамзес III (XX династия) в этот
период сумели остановить эти полчища и отбросить назад, в их земли, т.е. на
территорию Европы.
В надписях храма Рамзеса III в Мединат-Абу в Луксоре эти странствующие
завоеватели названы "народами моря"; на рельефах изображены сражения с ними на
суше и на море.
Однако один из народов моря остался в непосредственной близости от Египта, на
восточном побережье Средиземного моря - это были легендарные филистимляне.
Их происхождение до сих пор точно не установлено, видимо, это Балканы (согласно
работе Л.Гиндина и В. Цымбургского «Гомер и история Восточного Средиземноморья»).
Название «филистимляне» восходит к названию части эпирского побережья Palaiste,
Palaistine и встречается как общее название Эпира. В литературе этот народ
именуют «пеласты» («палайсты»).
В ассирийских источниках название народа встречается в нескольких формах:
«пилишти», «палашту», «паласту», «палашатайя». В Септуагинте (III веке до н.э.)
филистимляне называются «филистим». В иврите за ними закрепилось другое
название-«плиштим».
Паласты-филистимляне двигались на Ближний восток через Крит. На это указывает
ТАНАХ, называющий данный народ «критянами». Таким образом, филистимляне,
несомненно, являлись носителями крито-микенской культуры.
Итак, Рамзес III, победив, расселил филистимлян в пограничной зоне таким образом,
что они овладели четырьмя ханаанскими городами: Ашдодом, Ашкелоном, Газой, Гатом
и, возможно, основали 5-ый филистимский город Экрон...
Оксфордский словарь определяет филистимлян как "иноземцев, воинственный,
варварский народ, под игом которого израильтянам пришлось пережить немало
мрачных и тяжелых дней в своей истории".
Израильтяне пришли в Ханаан из пустыни приблизительно в то же время, что и
филистимляне, но были кочевниками, находящимися на более низкой ступени развития,
их технология была на стадии бронзового века: они еще не знали железа, не было
боевых колесниц, металлических доспехов и щитов, не было и постоянной армии.
Более того, не существовало и единого государства, а был только союз племен (период
судей ХII-Х века до н.э.). Напротив, важным аспектом мощи филистимлян была
большая армия и знание военного искусства.
Они могли выставить войска, включавшие тяжеловооруженную пехоту, лучников,
боевые колесницы. Помимо этого, они создали политическую федерацию княжеств,
которыми правили «сираним» (лидеры), позднее во главе их городов стояли цари.
В XII-XI веках до нашей эры филистимляне установили контроль над территориями,
простиравшимися от побережья Средиземного моря на западе до Бейт Шеана на
востоке.
Период противостояния израильтян и филистимлян отражен в библейских рассказах о
подвигах Самсона, о его романе с филистимлянкой Далилой, приведшем к гибели
богатыря в храме бога Дагона в Газе.
В ТАНАХе подробно рассказано и о борьбе израильского царя Саула с филистимлянами
в середине 10 в. до н.э., закончившейся гибелью Саула и его сыновей у горы
Гильбоа.
Занимателен рассказ о переносе в храм бога Дагона в Ашдоде главной святыни
израильтян – Ковчега Завета, захваченного филистимлянами в битве при Эвен-Эзра.
Статуя языческого бога разбилась перед Ковчегом Господним, и в конце концов
филистимляне вынуждены были вернуть израильтянам их святыню.
Царь Давид нанес поражение филистимлянам и освободил страну от их ига. Рассказ о
славных деяниях Давида начинается с гибели филистимского великана Голиафа от
камня, посланного с помощью пращи молодым израильским пастухом Давидом, и
заканчивается описанием побед царя Давида над филистимским войском.
С этого времени история филистимлян превращается из истории единого народа в
историю отдельных городов: Ашдода, Ашкелона, Газы, Гата и Экрона.
С распадом объединенного Израильского царства (конец 10 века до н.э.) усилилось
египетское влияние на Филистию, о чем свидетельствует вторжение фараона Шешонка
в Эрец-Исраэль через Газу.
Ашдод в период 10-8 вв. до. н.э. – столица Филистии, роскошный город на площади
80 дунамов. Он укрепляется, расширяется, появляется Нижний город.
На смену характерной крито-микенской керамике с причудливыми линиями, изящными
птицами приходит особая «ашдодская керамика»: черный орнамент на красном фоне,
изделия полируются.
При иудейском царе Иораме филистимляне произвели опустошительный набег на
территорию Иудеи и разграбили царский дом в Иерусалиме.
В 770 году до н.э. иудейский царь Уззия провел успешную кампанию против
филистимлян, снес стены их городов (что подтверждено раскопками в Ашдоде) и
разместил там свои гарнизоны.
В 713-712 годах до н.э. царь Ассирии Саргон II покорил Израильское царство и
взял Газу. Ашдодцы в союзе с другими городами Филистии, а также с Иудей, Моавом,
Эдомом выступили против Саргона II и потерпели поражение. Саргон овладел Ашдодом.
При раскопках в Ашдоде были найдены фрагменты базальтовой стелы, воздвигнутой в
ознаменование победы Саргона. Ашдод был превращен в Ассирийскую провинцию(«Пахва»).
Город был разрушен, жители угнаны в изгнание, разрушена крепость в Тель-Мор.
Тогда и основывается крепость в Ашдод-ям.
В 701 году до н. э. Санхерив, сын Саргона, вторгся в южные области Эрец-Исраэль
и захватил Ашкелон с подвластными ему городами Яффой, Бней-Браком, Азором. Он
вознаградил царей Ашдода, Экрона и Газы за их лояльность отторгнутыми от Иудеи
территориями в Шфеле.
После падения Ассирии филистимские города, в особенности Ашдод, стали испытывать
сильное египетское давление. Фараон Псатемих 29 лет осаждает Ашдод.
В 605 году до н. э. царь Навуходоносор разрушил Ашдод и полностью уничтожил
остатки независимости филистимских городов. Как правители, так и население этих
городов было депортировано.
Дальше история Ашдода, Ашкелона и Газы продолжается как история городов со
смешанным, большей частью, пришлым населением.
Во все время персидского правления (6-9 век до н.э.) города Филистии именовались
Пахва - Ашдод (Пахва – персидская провинция). Ашдод был самым крупным городом и
столицей этой провинции. Жители этой провинции носили имя "ашдодцы", а язык их -
"ашдодский".
В сущности, это был исковерканный иврит, как об этом с негодованием говорится в
ТАНАХе. В городе чеканилась своя монета с надписью «Ашдод», что свидетельствует
о значимости города. В этот период подлинными хозяевами в регионе были финикийцы,
начавшие распространять свою культуру и величие.
Портовые
города Ашдод и Ашкелон были окнами во внешний мир, именно с жителями этих
городов, а не с израильтянами, населявшими "внутреннюю" часть Эрец-Исраэль,
общались представители греческой цивилизации.
Поэтому неудивительно, что греческий историк Геродот в 5 веке до н.э. именует
всю страну Palaistine (Палестина), и впоследствии это название становится
общепринятым в эллинистическом мире.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский захватывает Эрец-Исраэль, в том числе и район
Филистии - Палестины.
Во все исторические периоды параллельно с городом рос и развивался порт,
находившийся первоначально (в 16-8 веках до н.э.)в устье реки Лахиш. После его
разрушения ассирийцами (в8 веке до н.э.) порт перемещается южнее - на место, где
сейчас видны остатки крепости.
В эллинистический период город относится к владениям Пталемеев и именуется "Азотос
Паралиос"(Ашдод морской), и он приобретает облик крупного города-полиса с
прекрасными улицами, храмами, торговыми площадями, общественными банями - всеми
атрибутами греческих городов. Сухопутный город именуется «Азотос Месогайос».
Ионатан Маккавей (из рода Хасмонеев) в период войны с полководцем Селевкидов
Аполлонием завоевал город в 147 г до н.э., разрушил храм Дагона, присоединил
Ашдод к Иудее, и на некоторое время здесь поселилась еврейская община.
С вторжением войск Помпея начинается период римского правления, и вновь Ашдод -
Азотос продолжает свою историю как важный и крупный портовый город. Император
Август присоединяет Ашдод к царству Ирода в знак признательности за верность.
В 66 г н.э. маленькая римская провинция Иудея начинает восстание против Римской
империи, названное Иосифом Флавием «Иудейская война». Казалось бы, восстание
заранее обречено на провал. Римские войска возглавлял талантливый полководец
того времени Веспасиан.
Восстание подавлено, Иерусалимский храм сгорел в 70 году. Сгорел от рук Тита,
сына Веспасана. В ходе восстания был разрушен и Ашдод.
Победители- римляне заявляют, что с еврейским народом покончено, и выпускают
медаль, на которой изображена плачущая женщина, сидящая под пальмой, над ней
стоит гордый римский воин, и на медали написано Judea - capta (Побежденная
Иудея) - обратите внимание, что страна здесь названа Иудея!
Однако, в 132 - 135 г.г. евреи опять подняли восстание под руководством
Бар-Кохбы. После разгрома восстания обозленные римляне по приказу императора
Адриана перепахивают землю Иерусалима и основывают на его месте римский город -
Элия - Капиталина, куда вход евреям запрещен.
А страну они переименовывают в Палестину, т.е. именем того народа - филистимлян
- паластов - палайстов, которые к тому времени уже несколько столетий не
существовали.
Только 14 мая 1948 года еврейскому государству было возвращено его имя -
Израиль.
Процветание Ашдода сухопутного – центра провинции - продолжается и при римлянах,
и при сменивших их в IV в н.э. византийцах .
К концу византийского периода заканчивается блестящая история города
Ашдод-сухопутный, продолжавшаяся около 2000 лет. Пальма первенства переходит к
Ашдоду морскому(«Ашдод-ям», или «Азотос паралиос»).
В нем проживала малочисленная община самаритян, о чем свидетельствует надпись в
синагоге в Тель-Ашдод. Изображение города можно видеть на карте Мадабы 6 в н.э.
Город был на морской дороге, отсюда ввозились и вывозились товары, здесь были
гостиницы для торговцев, путешественников и паломников. Экономика города
стремительно развивалась, многие деревни, находившиеся под его управлением,
снабжали город сельскохорзяйственной продукцией.
Археологи обнаружили большой причал, протяженностью более 500 метров. Находился
он к югу от крепости Ашдод-ям.
Обнаружены также многочисленные находки на месте большого монастыря, при котором
была гостиница для паломников, в том числе мозаичный пол и великолепные
мраморные колонны, на которых видно изображение креста.
Величина обнаруженного кладбища и богатство захоронений подтверждают
многочисленность населения города и его процветание.
Арабы, вторгшиеся в страну в 640 году, строят на территории Ашдода морского на
византийском фундаменте крепость Калат аль-Мина (Крепость порта), как часть
системы укреплений для предотвращения вторжения византийцев (вероятно, в 9-10
веке).
Район побережья был провозглашен пограничным районом высшей стратегической
важности, и в документах именуется «район морской границы». Арабы всячески
укрепляли города побережья, дозорные постоянно находились на наблюдательных
башнях.
Связь между крепостями осуществлялась при помощи дыма (днем) и факелами (ночью).
Весть о приближении врага за час доходила до столичного города Рамле. В крепости
Калат аль-Мина сохранились две из четырех башен.
В
соответствии со свидетельствами 12 века, эта крепость или её окрестности
считается построенной крестоносцами, и именуется Шато-Беруар, но этому не
найдено документального подтверждения.
В период мамлюков крепость, видимо, опустела, и об Ашдоде морском более нет
упоминаний.
В турецкий период на месте Тель-Ашдод ( Ашдод сухопутный) основывается большая
арабская деревня Исдуд, и рядом с ней – постоялый двор (хан), обслуживающий
проезжавших по «морской дороге» торговцев.
На северном берегу реки Сухрир (Лахиш) возникает поселение Аль-Сухрир. В этой
деревне находился таможенный пункт для обслуживания караванов торговцев.
В период британского мандата Исдуд - большой и важный арабский городок на
прибрежном шоссе, соединяющем Яффо и Ашкелон. В 1931 году в городке проживало
3140 жителей.
На железнодорожной линии Лод – Газа - Каир была построена станция Исдуд.
В 1948 году, в период провозглашения государства Израиль, в городке проживало
около 8000 человек.
Когда 15 мая англичане ушли из страны, и началось вторжение египетской армии,
взвод 51 батальона дивизии «Гивати» взорвал мост над рекой Лахиш, чтобы сорвать
наступление армии, рвавшейся к Тель-Авиву. Последующие трехдневные бои
остановили продвижение египетской армии.
Египтяне отступают, и вместе с ними бегут жители городка Исдуд. Местность
пустовала до 1956 года, когда по инициативе Оведа бен-Ами израильское
правительство решило вновь построить здесь город и порт.
25 ноября 1956 года среди диких песчаных дюн высаживаются из автобуса 22 первые
семьи репатриантов из Марокко. Этот день считается днем основания современного
города Ашдод.
Вначале люди жили в жестяных бараках с минимумом удобств, потом появились
деревянные бараки, первые дома. Рабочий поселок разрастался. Люди работали на
строительстве электростанции, на посадках деревьев, в ремесленных мастерских.
14 апреля 1961 года началось строительство Ашдодского порта. Рабочий поселок
поначалу именовался «Ашдод-Ям», но потом переименован в «Ашдод».
Во время выборов в местный совет в 1963 году в поселке проживало 3517
изберателей.
1 февраля 1968 года Ашдод получил статус города, и в праздник «ту би-шват»,
14.02.68, прошла официальная праздничная церемония, посвященная этому.
Город динамично строился и развивался благодаря постоянному притоку
репатриантов. К началу Большой алии (1989г.)население города составляло примерно
80 тысяч жителей. За первые годы алии из бывшего СССР в среднем в год прибывало
до 14 тысяч репатриантов.
В
настоящее время население Ашдода составляет 222 тысячи человек. По численности
населения – Ашдод занимает 5 место в Израиле.
Ашдод – единственный город в стране, который строится по генеральному плану. В
нем запланировано 17 жилых районов, в том числе Сити и Марина, общей
«вместимостью» 250 тысяч жителей.
Ашдодский порт – крупнейший порт Израиля – 60% всех морских перевозок проходит
через него.
В городе 4 промышленных зоны.
По размаху общественного строительства (школы, клубы, спортивные залы и
площадки, парки, бассейны и т.д.) город является лидером в стране.
В городе работают: консерватория «Акадма», Ашдодский симфонический оркестр,
Андалузский оркестр, Театр балета Валерия Панова, 2 музея, дом художника, школа
бальных танцев, футбольная команда.
В городе работают два коледжа - управленческий и инженерный. Запланировано
строительство университета.
Построен приемный покой неотложной помощи и планируется строительство больницы.
История Ашдода, которому 37 веков (или 50лет)– продолжается.
|